Главная | Фурии - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: RiS  
Форум » ...Серые Врата... » .::Мир духов и земных::. » Фурии (мифологическое значение)
Фурии
МараДата: Четверг, 03.01.2008, 19:32 | Сообщение # 1
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
ФУРИИ
(рим.) - «неистовствующие» - древнеримские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления. Отождествлялись с греческими эриниями.
ФУРИИ
В римской мифологии богини мести, карающие человека за грехи. Они полностью соответствуют греческим эринниям.


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
МараДата: Четверг, 03.01.2008, 19:32 | Сообщение # 2
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
Фурии. Изречения древних.
Фурии — римский аналог греческих богинь мщения Эриний, которые, как повествуют мифы, появились на свет из капель крови оскопленного Урана. Они карали за всякую несправедливость, особенно за убийства. Эриний (соответственно и фурий) изображали в виде неопрятных старух со змеями вместо волос, с налитыми кровью глазами и оскаленными зубами.
Фуриями называют злобных, разъяренных женщин.

Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Ф. Шиллер
Эринии, Эриннии () - богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.
Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.
Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.
Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.
Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.
Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.
Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.
Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").
Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.
С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.
В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
МараДата: Четверг, 03.01.2008, 19:33 | Сообщение # 3
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
Там реки пламенны сверкают по пескам,
Мегера страшная и Тизифона там
С челом, опутанным шипящими змиями,
Бегут на дикий брег за бледными тенями
(Константин Батюшков. Элегия из Тибулла)

Фурии - это латинизированный вариант Эриний или Евменид из древнегреческой мифологии; женщины-воплощения мести. В "Илиаде" об Эриниях-Фуриях говорится, что они "те, кто под землей наказывают клятвопреступников."

Некоторые исследователи предполагают, что в образе Эриний-Фурий отразились представления древних о том, что любой, приносящий клятву, навлекает на себя проклятие (это можно объяснить на примере слова swear в современном английском языке - лексема означает одновременно "клясться" и "ругаться").

Психологи, исследующие архетипы в мировой мифологии, считают, что Эринии-Фурии - не что иное, как персонификация образа бранящей матери, возникающая из детского страха смерти и угрызений совести.

Считалось, что Эринии-Фурии родились из крови, упавшей на Гею-Землю, когда Урана оскопил Хронос. Согласно другой лененде, Эринии-Фурии - существа еще более древние, и их происхождение гораздо более мрачное и окутано тайной; говорят, что Эринии-Фурии - порождения Нюкты-Никс, или Ночи, в ее союзе с Эребом (или - по другой версии - рекой Ахероном).

Число Эриний-Фурий никогда не было с точностью определено. Виргилий, и, вслед за ним, Данте, упоминают трех: Алекто (непрощающая, безжалостная, непримиримая, никогда не отдыхающая), Мегера (завистливая) и Тизифона (мстящая за убийство).

Интересна и дальнейшая разработка образа Эриний-Фурий, которую мы встречаем в позднейшей европейской литературе. Вот интерпретация, взятая из романа Оноре де Бальзака "Гобсек":

"А лишь только женщина перейдет известные границы, она неизменно попадает в руки трех фурий, имя которых - позор, раскаяние, нищета, и тогда..."

На головах Эриний-Фурий кишели змеи (это сближает их с Горгоной), из глаз сочилась кровь, весь их облик был внушающим ужас и отвращение. Некоторые предания приписывают им крылья как у летучий мышей или наделяют телом или даже мордой собаки. Другие авторы/изображения говорят, что Эринии-Фурии скорее походили на охотниц с факелами и бичами в руках.

Вообще, морфология Эриний-Фурий необычайно тесно связана с образом собаки. Им приписывают голоса, напоминающие рев скота или лай/вой собак. Традиционно Эринии-Фурии набрасываются на своих жертв и преследуют их как свора охотничьих собак.

По мнению некоторых литературоведов, мифы с участием Эриний-Фурий отражают переход от мести (как наказания за совершенные преступления) к практике судебных заседаний для решения степени тяжести преступления и легислативного определения меры наказания.

Принятие греками судебных заседаний в символической форме отражено в мифе о преследовании Ореста Фуриями-Эриниями за убийство матери. После того, как Афина провела первый в мире суд присяжных, она убедила Фурий-Эриний отстаться в Аттике в священной пещере. С тех пор люди поклонялись им под именем Эвменид (милостивых или благосклонных).

Вообще же анализ греческой мифологии приводит исследователей к мысли о том, что задачей Эриний-Фурий было наказание смертных за такие преступления, которые не другие люди не могли адекватно пресечь (такие, как убийство ближайших родственников, например). Так, Гераклит утверждает: "Солнце не преступит [положенных] мер, а не то его разыщут Эринии, союзницы Правды".

Вышесказанное подтверждает следующий эпизод из "Илиады". Когда Ахилл упрекнул своего коня Ксанта за смерть Патрокла, Гера нарушила Божественный закон и наделила коня даром речи. Ксант сказал, что Патрокла убил бог, причем тот же самый бог скоро убьет и самого Ахилла. Именно Фурии-Эринии должны были вернуть вселенское равновесие. Они-то и заставили Ксанта замолчать снова.

Алекто
Как рассказывает Вергилий, Алекто ответственна за безумие и смерть царицы Аматы. Последняя была женой царя Латина и матерью Лавинии, которую хотела выдать за Турна, царя рутулов. Она обещала это дочери, имея на то позволение мужа.
Однако боги сказали Латину, чтобы он отдал дочь за чужеземца. Этим чужеземцем был Эней, которому предстояло основать Рим. Когда Эней появился в городе Лавренте, царь Латин признал в нем того человека, за которого он должен выдать свою дочь. Так он и поступил. Вследствие этого вспыхнула война, и между Энеем и Турном разгорелся жестокий бой, причем гнев Турна по преданию распаляла именно Алекто.
Та же Фурия-Эриния отравила сердце царицы Аматы ядом Горгоны. Последняя, поняв, что ее желанию не суждено сбыться и дочь должна выйти замуж за Энея, а не за Турна, обезумела и в отчаянии повесилась.

Мегера
Традиционно считается самой страшной из Фурий-Эриний, неслучайно ее имя стало нарицательным и в настоящее время используется для обозначения злой и сварливой женщины.

Тизифона
Выступает в качестве палача для грешников в Тартаре - бьет их бичом и заставляет змей мучить умерших. Считается, что своими волосами-змеями Тизифона умертвила царя Киферона после того, как он отверг любовь Фурии-Эринии.


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
МараДата: Четверг, 03.01.2008, 19:34 | Сообщение # 4
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
Роберт Грейвз в книге "Мифы древней Греции" приводит еще несколько интересных деталей, касающихся Эриний-Фурий (Роберт Грейвз. Мифы древней Греции. М.: Прогресс, 1992).

Оказывается, из капель крови Урана, пролившихся на мать-землю после оскопления верховного старшего бога, Гея родила не только трех эриний (Алекто, Мегеру и Тизифону), но и нимф Мелий - или ясеневых.

Как эринии, так и Мелии были связаны с культом плодородия. Известно, что гениталии царя-жреца, ритуальное убийство которого символизировало оскопление Урана, выбрасывались в море, чтобы водилась рыба. Эринии и Мелии же были призваны обеспечить урожай в садах и на полях.

Грейвз говорит о том, что три эринии - это триада женского божества, "чьи жрицы во время приношения в жертву царя (чтобы обеспечить урожайность полей и садов) носили ужасные маски Горгоны, призванные отпугнуть непосвященных". В то же время ясеневые нимфы Мелии являлись по сути просто другой ипостасью эриний - менее отвратительной. Триада Мелий - это женщины, вызывающие дождь (то есть так же как и эринии обеспечивающие урожай).

О несомненной тождественности эриний с Мелиями говорит тот факт, что изначально как принесение в жертву царя-жреца, так и церемонии вызывания дождя были связаны с ясенем. Это дерево используется, например, в магических ритуалах Скандинавии, причем известно, что три норны или парки (опять триада женского божества!) вершат правосудие опять же под ясенем.

Ясень связан с культом плодородия (то есть эриний и Мелий) еще и потому, что считался "притягивающим огонь", то есть был связан с Солнцем. Ясень, загоравшийся во время грозы, был единственным источником огня для первобытного человека.

Грейвз также говорит о том, что эринии мстят отцеубийцам и клятвопреступникам, но при этом отмечает, что "первоначально они должны были мстить за обиды, нанесенные матерям или тем, кто искал убежища у богини очага". Таким образом становится очевидной принадлежность эриний к поколению старших богов; их функции - не что иное как отражение матриархичного уклада жизни.

Позже образ эриний был переосмыслен как "предупреждение Зевсу не оскоплять Крона тем же серпом", то есть с позиций установившегося патриархата.


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
МараДата: Четверг, 03.01.2008, 19:35 | Сообщение # 5
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
Описание Фурий-Эриний у Роберта Грейвза во многом совпадает с тем, как видели этих существ авторы вышеприведенных отрывков:

"Эти эринии были старухами с извивающимися змеями вместо волос, собачьими головами, черными, как уголь, телами, клыльями как у летучих мышей, и налитыми кровью глазами. В руках они держали усеянные бронзовыми гвоздями плети, их жертвы умирали мучительной смертью" (Роберт Грейвз. Мифы древней Греции. М.: Прогресс, 1992).

Вот какие функции Фурий-Эриний перечисленны у Грейвза:
- выслушивать жалобы жалобы смертных о случаях непочитания младших старшими;
- выслушивать жалобы жалобы смертных о случаях непочитания детьми родителей
- выслушивать жалобы жалобы смертных о случаях непочитания хозяевами гостей;
- выслушивать жалобы жалобы смертных о случаях унижения владельцами имений или городскими властями тех, кто обратился к ним за помощью.

"Виновных в таком преступлении эринии гнали из города в город, не давая им ни минуты, чтобы перевести дух или отдохнуть". В зависимости от степени тяжести преступления оскорбление наносилось либо Гестии (богине домашнего очага и покровительнице гостеприимства), либо подпадало под юрисдикцию богини смерти и колдовства Гекаты.

Неслучайно многие источники говорят о том, что эринии являются постоянными спутниками Гекаты. Как и Геката, Эринии-Фурии - лунные богини. Как и Геката, Эринии-Фурии живут в Преисподней. Как и Геката, Эринии-Фурии наделены собачьими головами. Последнее обстоятельство, кстати неслучайно, поскольку "собаки едят трупы и воют на луну", то есть связаны с культом лунной богини в ее темной ипостаси.

Еще одно интересное замечание Роберта Грейвза касается имени, которым называют Фурий-Эриний. Традиционно считается, что эпитет "Эвмениды", то есть милостивые или благосклонные, стали применять по отношению к эриниям после суда над Орестом. Вот мнение Грейвза по данному вопросу:

"Было бы неосмотрительно называть их по имени в разговоре, поэтому их обычно называли эвменидами, т.е. "добрые", так же, как Гадеса называют Плутоном - "богатым".

Кажется, что эта теория имеет под собой больше оснований, ведь факты, подтверждающие ее мы находим и в других языках и культурах. Речь идет о так называемых религиозных табу (ср. английское Old Nick, green man etc о дьяволе).


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
Форум » ...Серые Врата... » .::Мир духов и земных::. » Фурии (мифологическое значение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: