Главная | Психологическое айкидо - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Эль 
Форум » ...За пределами... » .::Психология::. » Психологическое айкидо
Психологическое айкидо
ТарошаДата: Пятница, 08.08.2008, 11:26 | Сообщение # 1
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Психологическое айкидо

Истинная цель боевого искусства -
не победа, а выживание
(Кто-то из древних мастеров)

Если вам удалось выжить и больше нечем
заняться - попробуйте начать жить
(Кто-то из современных)

Энергетический обмен во время общения

Взаимоотношения людей представляют собой сложный процесс энергообмена, далеко не всегда выгодного всем его участникам. Очень часто человек выходит из общения в состоянии худшем, чем до того, как оно было начато. Цель настоящей работы - описать комплекс приёмов психологической и энергетической самозащиты, которые могли бы помочь избежать подобных ситуаций.

По большому счёту можно выделить два типа функционирования энергетической структуры, присущие каждому человеку в процессе общения.

1. Излучение энергии

При этом способе энергетической работы человек вкладывает энергию какой-либо из чакр в речь или в действие и выводит её на собеседника. И чем больше вложенная энергия, тем выше сила действий и высказываний. Разумеется, далеко не каждый умеет делать это сознательно.К тому же можно выводить энергию лишь тех чакр, которые хотя бы немного приоткрыты. Кстати, по этому критерию можно определить, какие из центров развиты у вашего собеседника. Так, если его речь очень убедительна и понятна, вероятно, у него хорошо развит третий глаз. Если вам просто приятно слушать собеседника, независимо от содержания разговора, значит, он вкладывает в свою речь энергии анахаты или свадхистханы , а если сказанное заставляет Вас сжаться, то манипуры.

2. Поглощение энергии
(борьба за захват энергии)

Привлечение чужой энергии в поле человека происходит, когда он притягивает к себе внимание, мысли, желания других людей. Однако поглотить привлечённую энергию может далеко не каждый, а лишь человек с определённым устройством энергетических центров, при условии, что эти центры открыты. Умение привлекать энергию к центру определяет степень развитости человека.

Разумеется, каждый центр поглощает энергию своего спектра. Типичные соответствия некоторых видов энергий по энергетическим центрам (чакрам):

АДЖНА - интеллектуальная,
ВИШУДХА - интереса,
АНАХАТА - чувств, таких как любовь, нежность,
МАНИПУРА - уважения,
СВАДХИСТХАНА - сексуального желания,
МУЛАДХАРА - витальной силы.

И поглощающая, и излучающая чакры могут использоваться для энергетической атаки, однако и её рисунок, и механизм различны. Отличие состоит в том, что поле поглощающей чакры не пробивает поле атакуемого направленным энергетическим потоком, а как бы цепляет его, провоцируя на отдачу энергии.

Что такое атака или наезд?

Атака - это любое действие или высказывание, ставящие своей целью лишить человека психологической или энергетической целостности. Для того, чтобы это произошло, действие или высказывание должны сопровождаться выбросом потока энергии из чакры настолько мощным, чтобы соответствующая чакра атакуемого не смогла переработать полученной энергии. Или напротив, действие позволит поглотить количество энергии, превышающее резерв чакры человека-жертвы.

Наезд можно осуществлять с помощью любой чакры. Разумеется, человек использует для нападения ту чакру, которая у него наиболее развита. В результате успешной атаки у жертвы может нарушиться нормальное функционирование одной из чакр. В таком случае говорят, что чакра пробита. В зависимости от силы воздействия это может выразиться в угнетённости чакры или нарушении целостности поля, что и заставляет атакуемого испытывать ощущение дискомфорта.

Осознание атаки

Осознание жертвой факта психологической атаки является ключевым моментом возможности применения психологической защиты. Психологическая атака, в отличие от физической, далеко не всегда видна сразу. Зачастую она скрывается под видом дружеской беседы, доброжелательного наставления, философского обсуждения проблемы и т.д. Наиболее надёжным методом, позволяющим осознавать факт психологической атаки, является способность к ощущению границ своих эфирного и астрального полей, однако существуют и более доступные методы:

1. Появление при общении ощущения психологического дискомфорта: нервозности, волнения, паники, неприятных психосоматических ощущений.

2. Проявление определённых стереотипов поведения, навязываемых ролей.

3. Возникновение дисбаланса в распределении ответственности имеет место в случае, когда во время общения у человека зарождается ощущение, что он что-то должен, не зная, откуда это долженствование взялось.
Одним из визуальных параметров, по которому можно определить пробитость той или иной чакры, является осанка. Если сутулость появилась во время общения, то чакра была пробита собеседником. Аналогичным образом можно отследить атаку по изменению характера жестикуляции.

Почему нас атакуют?

На первый взгляд, причины любого воздействия кроются в психологических особенностях агрессора. Однако подобное поведение провоцируется также существованием такого явления как сценарное программирование. Агрессор, так же как и жертва, находится под властью определённого сценария, который и толкает его к подобной форме поведения. Подсознательно у нападающего возникает желание навязать собеседнику некоторую роль. При подобном характере развития событий обе стороны могут со временем образовать довольно устойчивую симбиотическую пару людей, играющих дополняющие роли в едином сценарии. Таким образом, основной целью агрессора является разрушить целостность атакуемого и, прежде всего, навязать ему определённую роль в своём сценарии.

С другой стороны, у атакуемого человека может возникнуть вопрос: Почему жертвой атаки в каждом конкретном случае стал именно я?

Действительно, жертвой определённого типа психологических атак становится человек, который воспринимается потенциальным агрессором как жертва, т.е. имеет более слабо развитую или уже пробитую чакру. Очень часто человек сам ослабляет свои чакры вследствие неблагоприятного воспитания, различных программ и сценариев.

Заметим также, что человек, живущий в соответствии с каким-либо сценарием, не может быть целостным.

Наезды, основанные на личной силе

Как уже было отмечено выше, основой любого воздействия является поток энергии, излучаемый чакрами атакующего. В принципе, человек с достаточно сильно развитыми чакрами может атаковать только на энергетическом уровне, не прибегая к словам и жестам. Однако чаще всего энергия из чакры выводится с помощью соответствующих жестов и слов, поэтому по характеру поведения человека можно определить его активные чакры.

Приведём примеры способов атак с помощью разных чакр.

Атака на аджне

Атака на аджне представляет собой попытку навязать человеку некоторую мировоззренческую установку или способ видения мира. Такая атака строится на неспособности атакуемого проверить все составляющие данной концепции (что и является слабостью его аджны).

Можно выделить две базовые формы воздействия на аджне. К первой из них относится любое утверждение, высказанное в категоричной форме и обращённое к собеседнику. Например: Человек создан, чтобы трудиться (любить, страдать).

Другой формой наезда на аджне является попытка заставить человека рефлектировать на своих проблемах, занимая его ментальную энергию и отвлекая от продолжения общения. Обычно этот приём используется в качестве вспомогательного для ослабления психологической и энергетической защиты атакуемого, иногда перед использованием первого приёма. Например: Человек всегда беспокоится, когда ему не хватает любви (денег, общения...). Что Вас сейчас беспокоит? - приём 1 приём 2. Невербальными формами наезда на аджне могут быть пристальный, анализирующий взгляд, понимающее или высокомерное покачиванеи головой и т.д.

Атака на вишудхе

Атака на вишудхе включает в себя различные методы информационного давления, призванные, прежде всего, лишить человека возможности последовательного логического мышления. Можно выделить следующие способы атаки на вишудхе:

- использование специальных терминов, заведомо неизвестных или не вполне понятных собеседнику.

- обильный речевой поток, сложные логические построения, которые произносятся быстрее, чем слушающий в состоянии их критически переосмыслить.

Существуют также специальные лингвистические методы воздействия на вишудхе, ставшие широко известными благодаря трудам Р.Бендлера и Д.Гриндлера:

- пресубпозиции - неявные допущения, вводимые общение лингвистическими средствами: "Как Вы понимаете, я не могу этого сделать", "Вы, конечно, знаете, что...", т.е. какие-либо знания навязываются партнёру как нечто само собой разумеющееся. Построенные таким образом высказывания делают почти невозможным признание собеседника в том, что он не владеет той или иной информацией;

- опущения типа ясно, очевидно: Пойдёшь с нами? - Куда мне деваться. Очевидный намёк на принуждение со стороны приглашающих;

- модальные операторы долженствования и возможности: Стоит ли думать, выживать надо? Наличие подобного оператора в вопросительной форме делает предложение отрицательным;

- обобщения: Все женщины стервы, Мужчина должен быть терпеливым. Высокая степень обобщения не даёт возможности их критически осмыслить.

Интересным, хотя и более изощрённым методом атаки на вишудхе является одновременная подача двух противоречивых сообщений. Например, противоречие между содержанием сообщения и его эмоциональным наполнением, между смыслом сообщения и ситуацией: "Я не хочу Вас отвлекать, но..." Возможен также вариант сообщения, содержащего два противоречивых смысла, однако это требует от атакующего особого мастерства. Этот метод можно проиллюстрировать следующим примером: в присутствии коллег А начинает говорить Б нечто не очень лестное о его квалификации, однако затем, как бы спохватившись, останавливается: "Извини, это не при всех..." Другой пример: инструктор начинает рассказывать что-то интересное и вдруг останавливается со словами "Вообще-то вам это ещё рано..." В обоих случаях интерес окружающих к излагаемой информации вызовет значительную отдачу энергии вишудхи провокатору, а в первом случае сомнения Б по поводу выбора правильной формы реагирования разрушат его целостность окончательно.

Атака на анахате

Наверняка в Вашей жизни был случай, когда Вас смутили комплиментом. Если это так, вы были пробиты анахатным наездом. Несмотря на кажущуюся нелепость этого факта, только очень небольшой процент людей способен без тени смущения принимать искренние комплименты (как, впрочем, и дарить их).

Другим вариантом воздействия через анахату является жалость. Например: "Посмотри, что ты со мной сделал", "До чего меня жизнь довела". В результате такой атаки возникают чувство жалости или ощущение вины, появляющиеся в области сердца и представляющие собой отдачу анахатной энергии.

Невербальной формой атаки на анахате являются выражение своей любви взглядом, жестом, а также всхлипывания, плач, адресованные атакуемому.

Может возникнуть резонный вопрос: а чем, собственно, анахатный наезд отличается от искреннего выражения любви? Принципиально ничем. Искренняя любовь естественным образом разрушает человека, не готового её принять (из-за закрытости анахаты или наличия соответствующих вставок).

Атака на манипуре

Атака на манипуре - это собственно атака в общепринятом смысле, целью которой является запугать человека, надломить его волю, добиться мягкого живота. Атака на манипуре может быть простым оскорблением: "Ты козёл", - угрозой: "Я сейчас с тобой такое сделаю", - приказом: "А ну-ка иди сюда".

Другой формой атаки на манипуре является актуализация его долгов.

Невербальные формы воздействий могут выражаться в агрессивном сжатии кулака, поигрывании оружием, жевании во время разговора и т.д.

Интересным вариантом атаки на манипуре является удержание в поле. Если когда-либо в процессе разговора вы чувствовали, что общаться вам больше не хочется, а уйти вам что-то мешает, неудобно, значит, вы оказались жертвой подобной атаки. Конечно, со временем человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, удастся прекратить общение, но он унесёт с собой некоторое чувство вины, которое на энергетическом уровне представляет собой пробой на манипуре.

Атака на свадхистхане

Возможно, читатели помнят фильм "Основной инстинкт". Главная героиня, роль которой играла Шарон Стоун, очень эффективно пользовалась этим приёмом, например, во время сцены её допроса в полицейском участке. Суть наезда на свадхистхане состоит в высказывании человеку знаков сексуальной симпатии в момент, когда он к этому не готов. В нашем обществе, где в силу традиций, оставшихся в наследство от христианской морали, с сексуальности так и не снято табу, этот вид наезда может оказаться очень эффективным. К свадхистханным атакам можно отнести также вульгарные шутки или анекдоты, неприличные жесты и т.д. Невербальными формами таких наездов являются эротические движения, покачивания бёдрами, призывные взгляды, поигрывание предметами.

Воздействие, подкреплённое эгрегорной силой

Нападение на любой чакре значительно усиливается, если атакующий использует не только свою энергию, но и энергию какого-либо эгрегора. Это возникает, когда у атакующего есть соответствующие "подключки".

Существует несколько типов подобных "подключек" и, соответственно, источников энергии, которые используются при атаке:

- статусные: возраст, должность, ранг в некоторой системе, например, "Как Ваш начальник, должен Вам сказать...";
- родовые;
- представительские, связанные с опорой на конкретные или абстрактные третьи лица, например: "Я от Петра Петровича", "От имени коллектива, позвольте мне...", "Люди видят, что ты со мной сделал";
- традиционно-националистическая опора на общепризнанные нормы: мораль, традиции, общепринятые мнения. Например, сравните фразы: "Человек не должен стремиться к богатству" и "В Библии сказано, что человек не должен стремиться к богатству";
- ритуальные: опирающиеся на принятые символы доминирования, например, атакующий занимает психологически более выгодную позицию (на возвышении, с правой стороны от атакуемого, за столом и т.д.).

Анализируя приведённые выше примеры, легко заметить, что эгрегорные подключки могут использоваться для усиления наезда на любой из чакр.

МАНИПУЛЯЦИИ

Одной из разновидностей психологической агрессии является манипуляция, которая представляет собой сознательное или бессознательное использование специальных психологических приёмов с целью управления человеком для получения какой-либо выгоды. Благодаря распространению психологических знаний, их широкому внедрению в различные сферы человеческой деятельности, прежде всего в рекламу и менеджмент, эта форма психологической агрессии становится всё более распространённой.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Подобно тому, как каждый человек бессознательно владеет методами психологического нападения, большинство людей владеют также способами психологической защиты. Тем не менее, осознанное овладение этими методами весьма полезно, поскольку позволяет расширить спектр отражаемых психологических атак.

Методы психологической защиты можно свести к трём базовым техникам, которые различаются между собой типом энергетической работы.

1. Держаться на определённом расстоянии от агрессора, т.е. сохранять дистанцию. В момент атаки жертва пытается уйти в себя, в свои дела, отвлечься от ситуации. Именно этим методом бессознательно пользуется муж, который в ответ на упрёки жены утыкается носом в газету или телевизор.

В качестве энергетической защиты метод удержания дистанции рекомендуется большинством пособий по экстрасенсорике и магии. На энергетическом уровне это выглядит, как попытка окружить себя защитным слоем, стенкой, энергетическим вихрем и т.д., тем самым не пропустить в себя энергию агрессора.

Основной недостаток данного метода состоит в том, что любая защита, построенная указанным способом, держится до тех пор, пока на это хватает энергии атакуемого, кроме того, будучи пассивной, эта защита позволяет агрессору перегруппировать силы и найти более совершенный способ атаки.

Миф о том, что энергия агрессора отразится от стенки и вернётся атакующему, редко реализуется в действительности.

2. Контратака. Энергетически контратака представляет собой встречный потоку энергии атакующего выброс потока энергии, как правило, из одноимённой чакры. Контратака обычно перерастает в заурядный скандал и бодание. Например, "бодание" типа аджна-аджна: "Я считаю, что...", "Ты не прав потому, что...", "Нет, в твоих доводах ошибка..." и т.д. Скандал, строящийся по схеме манипура-манипура: "Ты козёл!" - "Нет, ты козёл!".

В результате подобного рода взаимодействий энергетический резерв обоих враждующих уменьшается и тот, у которого заканчивается энергетический резерв активной чакры, пробивается. Манипурные конфликты с некоторой степенью вероятности перерастают в обычную драку.

3. Метод психологической амортизации. В момент психологической агрессии атакующий лишается энергетической целостности, поскольку вынужден переключить энергетический резерв с других чакр в ту, из которой выпускается поток.

Сущность метода психологической амортизации состоит в том, чтобы ответить агрессору на наиболее ослабленной из-за нападения чакре, тем самым разрушить энергетическую целостность его атаки.

Признаками удавшейся психологической амортизации являются:

- прерывание энергетического потока со стороны атакующего, нарушение его психологической целостности, которая может выразиться в лёгком "ступоре";

- устранение психологического дискомфорта атакуемого.

Отметим, что при удачной психологической амортизации у атакуемого не возникают чувства обиды, раздражения. В противном случае это не амортизация, а заурядный скандал.

Как и атака, амортизация, опираясь на различные эгрегоры, может быть усилена.

Метод психологической амортизации был сформулирован в трудах последователей школы трансактного анализа как способ выхода из психологической игры (Э.Берн), основанный на ответах, основанный на ответах, построенных по типу: "Взрослый" - "Взрослый" (Т.Харрис). В отечественной литературе метод психологической амортизации как форма защиты от манипурных атак был впервые описан в трудах Литвака.

АМОРТИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ АТАК

Амортизация атаки на аджне

Как правило, у людей с сильной аджной ослаблены анахата и свадхистхана или манипура. Поэтому ответ на этих чакрах приводит к разрушению атаки.

Существуют также некоторые специальные приёмы амортизации атаки на аджне. Одним из подобных приёмов является опосредование. Приём опосредование состоит в том, чтобы разделить человека и его концепцию, т.е. на энергетическом уровне отделить мыслеформу от подпитывающей её чакры.

Например:

Атака: Человек - существо общественное!
Амортизация: Итак, Вы придерживаетесь концепции того, что человек - существо общественное.

На первый взгляд, две фразы мало отличаются друг от друга по смыслу, однако первая из них - жёсткая формулировка, претендующая на истинность и побуждающая вас к определённой форме поведения, а другая всего лишь некая абстрактная концепция, которой придерживается некоторый человек.

Опосредование можно провести несколько раз подряд, причём каждое следующее существенно снижает значимость сказанного.

Например: "Человек - существо общественное. Существует определённое количество людей, которые придерживаются этой концепции, и, насколько я вижу, Вы принадлежите к их числу". В ответе содержится три опосредования.

Опосредование можно усилить вопросительной формулировкой: "Как давно Вы придерживаетесь данной концепции?" Этот метод приводит к тому, что атакующие энергии аджны вынуждены вернуться обратно, чтобы ответить на рефлексивный вопрос.

С помощью опосредования можно амортизировать атаки других чакр, например, анахаты: Вы испытываете ко мне чувство обиды (любви, ненависти). Подобная формулировка разделяет человека и мыслеформу его чувства. Возможен вариант с двумя опосредованиями: Мне кажется, что Вы испытываете ко мне чувство.

Амортизация атаки на вишудхе

Наиболее вероятным при наезде на вишудхе является ослабление свадхистханы и анахаты. Именно поэтому лекторы звереют, когда видят весело щебечущих или обнимающихся на задних партах студентов.

Используя эту особенность, легко прервать надоевший вам речевой поток, сосредоточившись на чём-то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть потягивание кофе, смакование сигареты и т.д. Прекрасным средством амортизации подобных атак служат плоские шутки, особенно пошлые и другие способы валяния дурака.

Возможна также амортизация подобных атак на аджне, например: "Что именно Вы имели в виду, когда говорили трансперсональный?" Как правило, включение аджны уменьшает поток энергии из вишудхи.

Последний приём может быть особенно эффективным при отражении наезда, связанного с обобщением: "Все мужчины сволочи" - "Кого именно Вы имеете в виду?"

Амортизация атаки на манипуре

В момент воздействия на манипуре у атакующего ослабевает аджна, анахата или свадхистхана. На анахатной амортизации манипурных атак строится известный метод амортизации, предложенный ростовским психотерапевтом Литваком. Принцип этого метода иллюстрируется следующим примером: "Ты козёл" - "Да, я козёл" (с радостной улыбкой и искренне хорошим отношением к агрессору). Подобное поведение обычно шокирует нападающего и лишает его возможности развить атаку. Вместе с тем при практическом освоении этой эффективнейшей техники обычно возникает два недоразумения, которые сводят на нет эффект амортизации. Во-первых, своим ответом вы не признаёте себя виноватым, а выражаете своё радостное отношение к жизни и всем её проявлениям. Признать себя козлом значит впустить в своё поле негативные энергии атакующего. Во-вторых, ответ должен быть именно на анахате. Произнеся нужную фразу стиснув зубы, с трудом гася в себе ненависть к напавшему на вас человеку: "Полно, знаешь ли, кто Я...", позитивного эффекта вы не достигнете. Если вы негуманный человек и хотите окончательно достать агрессора, можно сказать: "Да, я козёл, но кроме этого - негодяй, подлец, сволочь и т.д. и могу это доказать...", "Я рад, что вы обратили на это внимание...", - и так далее, сочетая с этим искренне хорошее отношение к собеседнику.

Амортизация на аджне строится примерно следующим образом:

- Ты козёл.
-Обоснуй, пожалуйста, почему.

Варианты: "Как Вы узнали?", "Что именно в моём поведении заставляет Вас так думать?"

Заметим, что на этих примерах легко увидеть ещё одну важную черту удачной амортизации: если у человека действительно есть конкретные претензии к вам, вы предоставляете ему возможность их высказать (а себе послушать).

Амортизация манипурного наезда на свадхистхане

Разумеется, амортизация на свадхистхане прежде всего направлена на пресечение атаки со стороны представителя противоположного пола, например:

- Ты козёл.
- Вы так эротично сердитесь.

Однако возможны и более сложные варианты. Одним из них является метод Ржевского, который состоит в использовании в речи элементов пошлости, ровно в таком количестве, чтобы поддерживать собеседника в слегка смущённом состоянии:

- Какими языками владеете?
- Русским, украинским и языком по-французски.

Важным элементом в амортизации манипурных атак является умение пресечь непонравившееся вам действие собеседника. Надёжным методом для достижения подобного результата является следующее: в шуточной или другой приемлемой форме прикажите человеку выполнить это действие. Даже если он не остановится, его пыл заметно угаснет. Например: "Я собираюсь высказать Вам некоторые замечания..." - "Высказывайте!" (бодрым голосом, преисполненным готовностью, и с радостной улыбкой).

Невербальная амортизация

Как уже неоднократно отмечалось, наиболее важным элементом амортизации являются не слова, а сопровождающий их энергетический посыл, разрушающий энергетический контур атакующего. Из этого следует, что при достаточно развитой способности выводить энергию, амортизацию можно проводить вообще без слов, за счёт невербальной составляющей или непосредственно на энергетическом уровне.

Невербальная амортизация может использоваться для отражения вербальных наездов, но кроме этого она абсолютно незаменима при отражении атак, проведённых на невербальном уровне. В дополнение к уже описанным, перечислим некоторые распространённые виды невербальных атак:

1. Дружеское, но болезненное похлопывание по плечу;
2. Поправление воротничка, других деталей одежды, снятие пылинок;
3. Активная жестикуляция в вашем поле на уровне одной из чакр;
4. Шуточное боксирование;
5. Постоянное стремление собеседника приблизиться, войти в вашу интимную зону глубже, чем вы это допускаете.

Обратим внимание, что невербальные атаки можно разделить на две категории: атаки, связанные с проникновением в поле собеседника, и без такового. Поскольку первый тип является более опасным, остановимся, прежде всего, на их амортизации.

Общий принцип амортизации невербальной агрессии подобен уже рассмотренному нами: она осуществляется за счёт ответного жеста на уровне чакры агрессора, ослабленной нападением. Например, в ответ на дружеское похлопывание по плечу вы можете начать обнимать вашего собеседника, сковывая ему таким образом руки. Человеку, поправляющему воротничок, можно начать поправлять в ответ пуговицу на уровне живота. Если человек пытается потрепать вас по голове, присядьте невзначай (например, чтобы завязать шнурок), и, промахнувшись, он испытает значительный дискомфорт.

Для того, чтобы амортизация была более эффективной, необходимо, чтобы глубина проникновения ваших жестов в поле атакующего соответствовала глубине проникновения его жестов в ваше. Также важно, чтобы начала амортизирующего и атакующего жестов были как можно ближе. Разумеется, ваши жесты должны соответствовать нормам, принятым в соответствующей субкультуре.

Действия должны быть максимально неожиданными для атакующего, по возможности даже диаметрально противоречить его ожиданиям. Если партнёр пытается войти в ваше поле - не убегайте, а начните двигаться навстречу. Хорошо помогает дисбалансировать атакующего рваный ритм, резкий переход при общении с чакры на чакру. Например, попав в ситуацию удержание полем, на анахате или свадхистхане начните медленно приближаться к удерживающему, входя, по возможности, в его интимную зону, а затем неожиданно покиньте его поле.

Взгляд и улыбка также являются элементами невербальной амортизации, и весьма существенными. Взгляды модулируются энергетической насыщенностью и различаются по направлению. Способность выводить энергию через глаза говорит о достаточно высоком уровне развития чакр. Что же касается улыбки, то она ещё никому не помешала.

В завершении обсуждения техник амортизации отметим ещё один момент. Удачно проведённая амортизация ещё не обеспечивает вам полной психологической безопасности в процессе всего общения. Придя в себя, агрессор снова может попробовать свои силы, возможно, более изощрённым способом. Будьте готовы и к этому, и к проведению новой амортизации. Постепенно вы начнёте замечать, что подобное состояние внутренней готовности само по себе пресекает попытки атак, и, наоборот, его утрата, желание спрятаться, неуверенность, обида их притягивают.

Некоторые специальные случаи

Защита от продавцов, коммивояжеров, представителей мультилевельных структур и неорелигиозных организаций

Как уже говорилось ранее, существует целый класс психологических атак, целью которых является получение выгоды, например, продажа чего-либо, вовлечение в некоторую организацию, склонение к определённому виду деятельности. В последнее время эти цели всё чаще достигаются с использованием методов психологической манипуляции, а иногда даже техник частичного зомбирования, поэтому актуальным становится вопрос о максимально эффективной защите своей целостности от подобного рода посягательств. Учитывая сложность вопроса, мы не будем здесь касаться философских, экономических и глубинных психологических аспектов существования описанных организаций, а рассмотрим только некоторые прикладные техники. Для простоты представителя любой из указанных организаций будем именовать в дальнейшем "агент".

Итак, при столкновении с агентом необходимо быть готовым к следующим неприятностям:

1. Агенты, как правило, проходят специальную подготовку, которая включает в себя навыки правильного завязывания разговора, заинтересовывания собеседника, а также способы продолжения разговора в случае вашей попытки его завершить.

2. Агент может оказаться вашим родственником или близким знакомым. Многие из мультилевельных и религиозных структур ориентируют своих агентов на работу именно с близкими людьми.

3. Как правило, стиль разговора агентов давяще-агрессивный. Существует даже специальный термин "драйв", выражающий соответствующую манеру. Драйвовая манера общения не присуща славянской культуре, и зачастую человек к ней просто не готов.

Амортизация агентов может строиться по одной из следующих схем:

- разделение речи и смысла: "Вы можете продолжать рассказывать, я Вас с удовольствием выслушаю, однако то, что Вы мне предлагаете, меня совершенно не интересует"

- разделение агента и фирмы: "Всё это очень интересно, но я хотел бы знать, как ты живёшь, как протекает твоя личная жизнь вне фирмы"

- расстановка собственных акцентов: если агент предлагает вам способ много заработать, спросите его: "Сколько конкретно Вы заработали и потратили на себя в этом месяце?"

- навязывание своих правил игры: "Я готов попробовать работать с Вами, но на следующих условиях"

Этические аспекты амортизации

Возможно, читателя заинтересует вопрос, насколько этичным является использование методов психологической амортизации? Действительно, большинство из них лежат за пределами этикета. Однако и любая психологическая атака также лежит за его пределами! Более того, классический этикет как раз и представляет собой систему норм, призванную оградить людей от возможности психологических атак со стороны друг друга. Впрочем, в современном обществе почти не осталось субкультур, нормы которых соответствовали бы классическому этикету. Поэтому использование амортизации является единственной возможностью сохранить целостность в таких субкультурах. Если нормы общения оставляют лазейку для атаки, они оставляют её и для амортизации.

ИГРЫ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ МЕТОДОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АМОРТИЗАЦИИ
Техники разогрева чакр

Разогрев анахаты

1. Несколько участников садятся в круг. Если количество участников более 10 человек, можно разбиться на две команды. Техника игры: первый участник выбирает любого из сидящих и делает ему искренний комплимент. Задача второго игрока с удовольствием комплимент принять. После этого человек, принимавший ранее комплимент, сам становится ведущим. Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока каждый из участников не окажется в центре внимания 2-3 раза.

Важным моментом, на который ведущий должен обратить внимание играющих, являются попытки игроков не впустить или отдать анахатную энергию. Это может выразиться в хихиканье в момент получения комплимента или в желании ответить делающему комплимент. Последнее является проявлением сверхсознательной программы: Ты мне Я тебе.

2. Игра протекает аналогично предыдущей, однако активный участник не делает комплимент, а просит его у любого из участников. Целью этой игры является наработка принимающей способности анахаты.

Разогрев манипуры

1. Игра строится по тому же принципу, что и первая, однако происходит обмен не комплиментами, а атаками.
Простейшие формы амортизаций
Игра: Скажи "Да".
В последовательности, описанной выше, активный участник игры наезжает на выбранную им жертву заведомо ложной атакой, например: "Алла, какой на тебе неприятно зелёный свитер". Задача Аллы, одетой в светлый спортивный костюм, ответить правдивой позитивной формулировкой (без слов не, нет). Например: "Да, я люблю зелёный цвет" или "Я рада, что ты обратила внимание на мою одежду".

Дозированная амортизация

Ведущий определяет тип атаки и способ амортизации. Например, атака на манипуре, ответ на анахате. Участники обыгрывают эту ситуацию в обычной последовательности.

ПРИМЕРЫ УДАЧНОЙ АМОРТИЗАЦИИ

Библейские

1 Иисус же пошёл на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеем привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,
4 сказали ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
(Иоанн.8:1-9)

Ходжа пришёл в баню. Банщик, зная, что Ходжа бедный человек, дал ему дырявый тазик и рваное полотенце. Ходжа ничего на это не сказал, а, помывшись, дал банщику денег в два раза больше, чем положено. Когда Ходжа пришёл в эту же баню через неделю, банщик памятуя щедрость Ходжи, прекрасно его обслужил. Уходя, Ходжа заплатил в два раза меньше обычного.

- Почему ты платишь так мало? - удивился банщик.
- А я плачу не за сегодня, а за прошлый раз.
- А когда же ты будешь платить за сегодня?
- А вот за сегодня я заплатил в прошлый раз, - ответил Ходжа.
"Приключения Ходжи Насреддина"

- Преданы ли Вы своей стране?
- Рад погибнуть за Родину вместе с Вашим Превосходительством.
"Похождения бравого солдата Швейка"

Журнал "Existence" N 1/1999
 
ЭльДата: Пятница, 08.08.2008, 17:30 | Сообщение # 2
[Серый Малефик]
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 618
Статус: Offline
нлп?

это у других модеров банхаммер, а у меня банстрапон

в поисках новой жертвы. чеширский кролик. "аминь"

 
ТарошаДата: Пятница, 08.08.2008, 17:55 | Сообщение # 3
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Нет это не НЛП.
Психологическое айкидо - психологический тренинг основанный на принципе амортизации(общение как на вид психологической борьбы в основе которых лежат принципы защиты, ухода, обороны). Можно сказать, что это техника защиты от психологического вампиризма.


Сообщение отредактировал Antares - Пятница, 08.08.2008, 17:55
 
ЭльДата: Пятница, 08.08.2008, 19:06 | Сообщение # 4
[Серый Малефик]
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 618
Статус: Offline
Antares, просто некоторые установки похожи)))) хотя.. я правильно поняла что тут общение именно как борьба? просто я слышала о более простых принципах, чем тут...

это у других модеров банхаммер, а у меня банстрапон

в поисках новой жертвы. чеширский кролик. "аминь"

 
ТарошаДата: Пятница, 08.08.2008, 19:12 | Сообщение # 5
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Эль, может быть, если честно, я не сильна в нлп, поэтому утверждать ничего не буду.
Я так понимаю, что в основу этого тренинга положен принцип реального айкидо- нанесение урона противнику методом перенапровления его силы в его же сторону.

Конечно, есть и более простые методы, но может быть кому-нибудь понравится эта методика, на мой взгляд она довольно интересная и позитивная, я бы тоже хотела научиться так играть словами и ситуацией))

Сообщение отредактировал Antares - Пятница, 08.08.2008, 19:13
 
ЭльДата: Пятница, 08.08.2008, 19:13 | Сообщение # 6
[Серый Малефик]
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 618
Статус: Offline
а...понял.. просто запутался)))

это у других модеров банхаммер, а у меня банстрапон

в поисках новой жертвы. чеширский кролик. "аминь"

 
МараДата: Среда, 20.08.2008, 20:08 | Сообщение # 7
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
нашла в интернете ссылку на книгу "Психологическое айкидо" (Литвак Михаил Ефимович)

можно скачать для любопыствующих)
http://www.koob.ru/litvak/psy_aikido


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
ТарошаДата: Воскресенье, 28.09.2008, 01:07 | Сообщение # 8
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Основы психологической защиты. Методы защиты
В ситуациях противостояния, когда на вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает вовсе непросто. Но крайне важно. Здесь вам помогут упражнения по релаксации. Приведем несколько способов достижения этого состояния.

Метод 1 (Отстранение). При беседе с людьми, которые могут оказывать на вас негативное влияние, первым делом мысленно отделите их экраном из плотного стекла, визуализируйте этот экран до ощущения полной реальности. Вы видите и слышите собеседника, но его злоба и ненависть не проходит к вам. Создайте между вами экран. Вообразите непробиваемую стену. Из чего Вы ее соорудите — дело Вашего воображения. Из бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля... И Вы вдруг увидите, как ваши «благожелатели» станут Вам абсолютно безразличны. В этом случае перемена бывает разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить». По отношению к человеку, который выводит вас из душевного равновесия, но не присутствует рядом с вами, используется психотехника мысленного отделения от него стеной со следующей словесной формулировкой: «Ты просто не существуешь. Я не могу ни видеть, ни слышать тебя, тебя вообще нет».

Метод 2 (Разглядывание). Негативная информация больше всего воздействует на слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах. Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, а вы, чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Смотреть следует молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать. Во время этой умышленной паузы постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с разгоряченным собеседником. Кто бы ни был противником — случайный прохожий, начальник, коллега или подчиненный, ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет ослабление его напора.

Метод 3 (Визуализация). Беспокоящая вас ситуация проигрывается в воображении как бы на внутреннем экране и тем самым гасит гнев. За развитием ситуации вы наблюдаете как бы со стороны. Представьте себя зрителем, смотрящим художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание.

Далее можно рекомендовать следующие варианты:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев, пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде (например, в трусах и в каске);
3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит через вас в обидчика;
4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь «мщением».
Лиц, от которых исходит угроза психологического или физического насилия, можно классифицировать по трем большим группам.
1) психически нормальные люди без видимых отклонений в поведении;
2) психически нормальные люди, но находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
3) люди с патологическими отклонениями в психике.
Сосредоточим свое внимание на первой категории. Вообще, следует отметить, что правильная оценка ситуации — первый шаг к решению проблемы. Оценка человека, от которого исходит угроза, может быть очень поверхностной, а может быть и довольно глубокой. В зависимости от сложившейся ситуации вы сами решаете, какой уровень анализа необходим для принятия решения. Вряд ли целесообразно выяснять уровень интеллекта или наличие чувства юмора у трамвайного хама или человека, который уже замахнулся для нанесения удара. А вот при выяснении отношений с начальником-садистом, который ежедневно третирует вас, уже необходим глубокий психологический анализ его личности.

Вступая в контакт с человеком, который вам угрожает или оскорбляет вас, прежде всего, обратите внимание на степень его агрессивности. Направлена ли она против вас лично или это агрессивность общего характера. Последняя обычно свойственна людям, живущим по принципу «Я обижен на весь мир». Они любят причину собственных неудач видеть в окружающих. В этом случае вы выступаете просто как объект, случайно попавший им под руку, на которого они с удовольствием выливают свою желчь и недовольство жизнью. Такие субъекты сплошь и рядом встречаются, например, в городском транспорте.

Если вам встретится подобная личность, важно определить эмоциональное состояние вашего «благожелателя». От состояния зависит быстрота его действий, степень агрессивности, возможность ведения диалога с ним, возможность избежать наступления нежелательных для вас последствий.

От эмоционального состояния противника выбирается тактика вашего поведения. Вы можете выбрать тактику поведения человека, который не боится драки. В этом случае следует продемонстрировать противнику свое спокойствие и уверенность в себе. Если вы замечаете у противника гнев, то ваше спокойствие может несколько снизить степень его гнева. Если вы наблюдаете у противника презрение, то лучшим способом воздействия на него будет сохранение чувства собственного достоинства. Если же вы заметите у него страх, то продемонстрируйте ему не только спокойствие, но и уверенность в себе, собственную силу, а иногда даже и агрессивное поведение по отношению к нему.

2. Формирование умений замечать и понимать агрессивный язык тела и высказывания.
Ниже описание некоторых эмоциональных состояний, характерных для разбираемых нами ситуаций, и покажем, как по внешним признакам можно определить, какие эмоции испытывает человек, атакующий вас грубостью или насмешками.

СТРАХ
Чаще всего человек, атакующий вас грубостью или насмешкой, сам испытывает страх. Это не так уж парадоксально, как может показаться на первый взгляд. Страх может быть совершенно разного свойства.

При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, появляется скованность в движениях, да и сами движения становятся несколько раскоординированы, наблюдается дрожание рук, особенно кончиков пальцев, ног. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные морщины. Глаза раскрыты широко, нередко это сопровождается и расширением зрачков, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, глаза напряжены и немного растянуты. Взгляд не фиксируется на одном объекте а воспринимается как бегающий. Происходит активное потоотделение, несмотря на то, что в помещении или на улице может быть довольно прохладно. Пот можно увидеть на лбу, над верхней и под нижней губой. Потеет шея, ладони, подмышки. Человек, испытывая дискомфорт от того, что потеет, начинает его вытирать. На лице появляется бледность.

При страхе могут происходить заметные изменения в голосе и речи. Громкость голоса снижается и может доходить до еле слышного шепота, тембр же наоборот — повышается. Могут происходить резкие изменения в темпе речи: паузы между слогами, словами, фразами. Часто эти «пустоты» заполняются междометиями, словами паразитами, ненормативной лексикой. Но для того, чтобы установить страх по голосу, необходимо знать, как говорит этот человек в нормальном состоянии. Если же вы видите его впервые, то этот источник информации для вас закрыт.

ГНЕВ
Нередко при агрессивном поведении можно наблюдать именно эту эмоцию. Степень ее внешнего проявления может послужить для вас своеобразным индикатором агрессивности нападающего.

Поза принимает угрожающий характер, человек выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряжены, но нет дрожания, характерного для страха. Выражение лица нахмуренное, глаза могут продолжительное время фиксироваться на источнике гнева, взгляд угрожающий. Ноздри расширяются, крылья ноздрей как бы вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда так сильно, что обнажают стиснутые зубы (оскал). Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу пробегают судороги. Резко повышается громкость голоса, иногда разгневанный человек переходит на крик. Кулаки сжаты, на переносице появляются резкие вертикальные складки, глаза как бы превращаются в щели. При сильном гневе человек выглядит так, будто вот-вот взорвется. Речь с нотками угрозы, сквозь зубы, может перемежаться матом.

Следует отметить, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импульсивным в своем поведении. Особенностью гнева является то, что в таком состоянии человек испытывает потребность в физическом действии, и, чем сильнее гнев, тем выше эта потребность. Самоконтроль снижен или отсутствует.

Нелегко общаться с разгневанным человеком. В этом случае особенно важно сохранять спокойствие и продемонстрировать его вашему визави. Будьте с ним весьма осторожны, тем более, если вы видите и слышите его впервые в жизни, и одно неосторожное слово может дорого стоить. Разгневанный человек находится в крайней степени возбуждения, к его логике, если она у него есть, весьма тяжело пробиться. Именно поэтому надо попытаться выяснить, что именно разгневало его. Если у него имеются какие-то основания вас ненавидеть, постарайтесь выяснить истинную причину. Может быть, он претендует на ваше место под солнцем, а может, просто завидует вам. Причины могут быть самые разные (см. начало главы).

Уже само обсуждение причины может оказать на разгневанного человека успокаивающее действие: вы даете ему возможность, пусть даже в оскорбительных для вас выражениях, «выпустить пар». Если вы видите нарастание гнева, если его лицо стало еще более красным, а вены на шее и руках вздулись, если громкость голоса нарастает и он перешел на крик, кулаки сжались, тело наклонилось вперед, следовательно, он на грани физического нападения на вас. Если мышцы расслабляются, сходит краснота, разжимаются кулаки, голос становится нормальной громкости и в нем исчезает угроза, то вряд ли он начнет агрессивные действия.

Если вы хотите снизить уровень конфронтации, не стоит вступать в спор с человеком, находящимся в таком состоянии, а тем более вести его в жесткой форме. В порыве гнева он может заорать, что убьет вас. Ответить можно примерно так: «Да вы это запросто можете сделать, но что я сделал вам плохого?» Подобные вопросы, задаваемые в спокойном тоне, могут до некоторой степени снизить степень агрессивности нападающего, а возможно, с этого и начнется конструктивный диалог с ним. Постарайтесь сами быть не просто спокойным, но даже демонстративно расслабленным .
Практическое упражнение. Ваше внутренне напряжение всегда непроизвольно вызывает ответное напряжение у того, с кем вы говорите. Попробуйте, например, постепенно нагнетать нервозность в разговоре, говоря все громче и громче, и даже переходя на крик. Вы заметите, как ваш собеседник последует за вами и начнет разговаривать на повышенных тонах. Напротив, если вы будете говорить все тише и тише, ваш собеседник также постепенно «сбавит обороты». Говоря с разгневанным человеком, подстройтесь к его гневу, но немного ниже его уровня. А затем постепенно, успокаивая свое собственное состояние, успокойте и собеседника.

ПРЕЗРЕНИЕ
Ревность, жадность или соперничество может вызвать у человека чувство презрения к вам. В отличие от гнева презрение редко вызывает импульсивное поведение угрожающего вам человека, но, именно поэтому он более опасен. Внешне это выглядит примерно так: голова поднята вверх, и, даже если он ниже вас ростом, создается впечатление, что он смотрит на вас сверху вниз. Можно наблюдать позу «отстраненности», он как бы отдаляется от источника, вызывающего презрение. В позе, мимике, речи наблюдается превосходство. Особая опасность этого состояния заключается в том, что это — «холодная» эмоция и презирающий вас человек может совершить любое действие против вас спокойно и хладнокровно. Как правило, действия таких людей расчетливы, но если что-то из задуманного не получается, то может появиться еще и эмоция гнева. Соединение этих двух эмоций воедино несет еще большую опасность.

Когда сталкиваетесь с человеком, который демонстрирует вам свое презрение, держите ухо востро. От него можно ожидать любой пакости, причем он может сделать ее совершенно спокойно, испытывая при этом чувство превосходства над вами. Если он заметит хоть каплю страха или подобострастия с вашей стороны, то вам придется еще хуже. Вежливое и корректное отношение с вашей стороны такой человек воспримет как признак вашей слабости.

В этом случае первым делом с него надо сбить спесь. Это — агрессивные действия с вашей стороны, демонстрация ему уверенности в себе, сохранение чувства собственного достоинства, а возможно и своего превосходства над ним. Здесь вам поможет рационализация ситуации, своеобразное изменение правил игры. Прекрасное применение этого приема полвека назад показал Аркадий Райкин в своем бессмертном фильме «Мы с вами где-то встречались». Вокзальный начальник, презрительно «отбривающий» публику и выказывающий свою власть над ней, вдруг преображается, как только артист начинает разыгрывать перед ним усталого и пресыщенного властью большого босса. Артист видит в нем мошку — и начальник вокзала мгновенно превращается в эту мошку, начиная «летать» и исполнять приказы, даже не поинтересовавшись реальными полномочиями оказавшегося в его кресле «хозяина». Искреннее осознание своего превосходства, снисходительная доброжелательность, спокойная уверенность в себе оказывают необходимое действие в 99 случаях из 100. Существует единственное условие такого воздействия — ваша абсолютная внутренняя уверенность именно в таком соотношении личностных статусов — вашего и визави.

Правда, может наступить момент, когда на презрение накладывается гнев, и тогда такой человек для вас станет еще более опасным. Тогда трудно начать диалог, а вести его еще труднее: ведь он цедит слова сквозь зубы, как бы делая одолжение, что вообще говорит с вами. Надо попытаться «разговорить» его и показать, что то, чем он занимается в данный момент, настолько низко, что подрывает его достоинство. Если вам удастся заставить такого человека посмотреть вам в глаза, да еще без презрения, а хотя бы для начала с удивлением, считайте, что вы на верном пути.

ОТВРАЩЕНИЕ
Отвращение, как гнев или презрение, также является чувством враждебности. Это также негативная эмоция, способная стимулировать агрессивные действия. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное на вкус или он почувствовал крайне неприятный для него запах. Нос наморщивается, верхняя губа задирается наверх. Иногда создается впечатление, что у него косят глаза. Так же как и при презрении, возникает поза «отстраненности», но без выражения превосходства. При крайнем выражении отвращения человек выглядит так, как будто он подавился или сплевывает.

В сочетании с гневом отвращение может вызвать весьма агрессивное поведение, поскольку гнев мотивирует нападение, а отвращение — потребность избавиться от чего-то неприятного.

Человек, причиняющий вам боль, может также демонстрировать внешние признаки эмоции РАДОСТИ . Это означает, что вам крупно «повезло» и вы наткнулись на типичного социального психопата, в просторечии — скрытого садиста. Грубые и злые, они очень рано, с детства обнаруживают себя, — сначала своей склонностью к мучительству животных и поразительным отсутствием привязанности к самым близким людям, а затем своим умышленно бесцеремонным нежеланием считаться с самыми минимальными удобствами окружающих. Некоторые из них способны из-за пустяка плюнуть человеку в лицо, начать за столом громко браниться площадной бранью, бить окна, посуду, мебель при самой незначительной ссоре, и все это — не столько вследствие чрезмерного гнева, сколько из желания досадить окружающим. Но гораздо чаще встречаются т.н. скрытые садисты, желающие причинять боль и страдания людям как бы исподтишка, незаметно.

Практическое упражнение . Пожалуйста, потратьте некоторое время, чтобы применить описание эмоциональных состояний на практике — понаблюдайте за людьми, с которыми вы контактируете на работе или в быту. Фиксируйте их внешние реакции и движения. После двух-трех недель подобных занятий вы разовьете свою наблюдательность до необходимого уровня и легко будете замечать у людей наличие тех или иных эмоций.

3. Основы психологической защиты.
Основное правило психологической защиты гласит: Никогда не упускаем противника из виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями. Всегда осуществляем визуальный контакт, т.е. смотрим ему в глаза.

При общении с атакующим вас субъектом всегда старайтесь смотреть ему в глаза и не поворачиваться спиной. Волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям. Поэтому, если вы будете смотреть на противника мельком и сразу же отводить взгляд, такое поведение он примет за признак слабости. Противник будет считать вас неуверенным и стеснительным человеком, на которого не страшно напасть, унизить, оскорбить. Установлено, что именно неуверенный взгляд больше всего провоцирует атаку психопатов и преступников.

Напротив, спокойный, холодный и уверенный взгляд часто дезориентирует противника и выбивает его из колеи.
В ситуациях психологического противоборства важно следить за своим физическим состоянием и видом. Если у вас прямая спина, ровное дыхание и твердый взгляд в переносицу оппонента, мало кому придет в голову воспользоваться ситуацией и попытаться оскорбить вас. Наоборот, проявление растерянности является указанием на вашу беззащитность и провоцирует нападение. В процессе психологической борьбы уверенный и пристальный взгляд имеет решающее значение.

Посвятите несколько дней отработке методик, описанных выше. Далее выберете те из них, которые больше всего понравились и удаются вам наилучшим образом. Практикуйте их регулярно, пока они не станут естественной частью вас самих. При внезапном возникновении стрессовой ситуации, связанной с психологической или физической угрозой, эти упражнения помогут вам быстро и эффективно.

 
Форум » ...За пределами... » .::Психология::. » Психологическое айкидо
Страница 1 из 11
Поиск: