Главная | Геката (Hecate) - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Тароша  
Геката (Hecate)
ТарошаДата: Вторник, 22.04.2008, 02:49 | Сообщение # 1
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline

Богиня Геката

История

Геката - греческое имя анатолийской и фракийской богини, впервые упомянутой Гесиодом (ок. 700 г. до н.э). Нильссон в "Греческой народной религии" полагает, что культ Гекаты происходит из Карии; "это подтверждается тем, что личные имена, в которые входит ее имя, часто встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны".

Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Тем не менее, от Зевса Геката получила власть над судьбой земли и моря, а от Урана (деда) ей досталась великая сила.

Благоименную также она родила Астерию,
Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату,- ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.

410

Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,

420

Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает,-
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет,- в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.

430

Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит - получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.

440

Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж - малым.
Так-то,- хотя и единая дочерь у матери,- все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.
(Гесиод. Теогония)

Так в древние времена Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, охраняла детей и юношей, даровала победу в состязаниях, в суде, на войне. Позже, с усилением культов Гермеса, Артемиды и Аполлона ее влияние падает, или скорее, изменяется. Атрибутами ее становятся ключ, плеть, кинжал и факел. (Детали смысла этих атрибутов нам неизвестны. Во всяком случае, я их не нашла.)

Гомер, как ни странно, не упоминает о Гекате. Возможно, это связано с тем, что ее культ был скорее "женским, народным", нежели "дворцовым". Скорее ее славили простые (и не только простонародные) женки, собираясь на свои праздники или иные сборища. Впрочем, Геката упоминается в Гомеровых гимнах (как известно, относящихся к эпохе Гомера, а вовсе им не составленных). Там она близка Деметре и Персефоне, но исключительной роли не играет. Впоследствии культ Гекаты стал особенно популярен у орфиков - мистиков. Также ее сближали с богинями, так или иначе связанными с мистериями (Рея, Кибела, Персефона, Деметра).

В классическую эпоху Геката стала богиней луны, ночи и подземного царства. Чаще ее изображали с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках, чтобы охранять от зла. В то же время именно ее винили в безумии и появлении призраков. Еще позднее Геката становится покровительницей колдовства и прародительницей всех волшебниц. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла защитить от злых демонов и колдовства.

В Риме Гекату сопоставляли с богиней Тривией - "богиней трех дорог".
Родословная

Ее называли Энодия… По свидетельству Аполлодора, Геката была дочерью титанов Перса и Астерии. Астерия была родной сестрой Лето, матери Аполлона и Артемиды. Родителями обеих были титаны Кей и Феба. Перс был рожден от Крия и Эврибии, дочери Понта. (Последний, видимо, был морским титаном, олицетворением моря.)

Астерия, мать Гекаты, подверглась в свое время сексуальным преследованиям Зевса, как и ее сестрица Лето. Но Астерия приняла образ перепелки, лишь бы избавиться от докучливого совратителя. Ее именем (по словам того же Аполлодора) - Астерия - был первоначально назван город Делос. Именно в этом городе сестра Астерии Лето смогла наконец остановиться и родить от того же Зевса близнецов Артемиду и Аполлона.

Сервий, в комментариях к "Энеиде" Вергилия говорит, что Астерия сама упросила богов, чтобы они превратили ее в перепелку. А когда она-таки в образе птицы пересекла море, мстительный Зевс превратил ее в скалу, которая по просьбе ее сестры Лето, очередной наложницы Зевса, стала-таки островом. Вероятнее всего, Астерия тогда уже успела родить Гекату от титана Перса, иначе как бы это могло произойти со скалой или островом?.. Неудивительно, что после того, что произошло с ее матерью и теткой, Геката не особенно связывалась с мужчинами, и вдобавок присвоила себе (Зевсу осталось лишь согласиться) исключительное право бродить по всем мирам так и когда ей захочется.

Геката считалась матерью Эмпузы - чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей путников или страшного призрака. Лицо Эмпузы пылает жаром, а одна нога - медная. Дочерью Гекаты полагали и другое чудовище - Сциллу (Скиллу).
Мифы и сюжеты

Самый известный сюжет: Геката помогает Деметре отыскать ее похищенную дочь - Персефону. Одна единственная, она приходит на помощь несчастной богине. Ее сочувствие неудивительно. По ее семейной истории мы знаем, что ее мать погибла из-за неуемного сладострастия Зевса, а тетка-таки уступила. Именно Геката могла быть покровительницей обиженных, униженных и оскорбленных женщин патриархального греческого общества. Это Ужасная и всемогущая Мать, которая накажет обидчиков, нашлет на них безумие, несчастья или еще что-нибудь. Достаточно лишь провести некий колдовской обряд.

Геката также помогает волшебнице Медее, добиться любви Ясона. Впрочем, вот она участь влюбленный волшебниц, пытающих завоевать любовь своими чарами - Ясон ее бросил. Это даже несправедливо, потому что именно Медея его спасала, выручала и шла на преступления против своей семьи и страны ради любимого. Но именно так все и случается. Для Ясона Медея была лишь инструментом для выполнения квеста.

Жрицей Гекаты считалась волшебница Цирцея (Кирка). Она превращала попавших на ее остров мужчин в разных животных. Одиссей с помощью Гермеса сумел противостоять ее чарам, соблазнить волшебницу и прожить с ней три года.

Возможно, Ифигения, дочь Агамемнона, ставшая служительницей "местной" Артемиды в Тавриде, на самом деле оказалась жрицей Гекаты. Ее собирались принести в жертву, но богиня подменила девушку на животное. Общий сюжет похож на "классический" сюжет Гекаты (см. про Гекубу - ниже).

Богиня Электра из Самофракии, посвятившая аргонавтов в свои таинства, считалось, была ни кем иным, как Гекатой (Аполлоний, Аргонавтика, I, 915-917).

В поздних мифах Геката оказывается дочерью Зевса и Геры, вызвавшая ярость матери за помощь Европе, одной из возлюбленных Зевса. Геката скрывается поначалу на земле у постели роженицы. Затем Геката отправляется в Аид и обитает там.

В одном мифе Геката превращается в медведя или дикого кабана и убивает своего собственного сына, затем оживляет его. Обладая тайной силой, она носит ожерелье из яичек, ее волосы - извивающиеся змеи, которые превращают в камень как Медуза - Горгона.
Тройственная богиня

Геката характерна своей тройственностью. Ее статуи были трехтелыми, изображавшими трех одинаковых зрелых женщин, глядящий на три стороны и держащих в руках факелы, змей (или кнуты) и кинжалы. Такие статуи Гекаты ставились на перекрестках.

Некоторые считают, что три тела Гекаты символизируют три ее ипостаси как богини плодородия и изобилия, богини Луны и богини чародейства и мрака. Однако трудно сопоставить эту трактовку с изображавшимися в древности атрибутами богини.

Тем не менее, Геката была тесно связана с двумя другими богинями - Деметрой, богиней плодородия и ее дочерью Персефоной (Корой) - богиней Подземного царства. Геката выступала помощницей обеих в темных делах, связанных со мраком ночи.

Полагают иногда, что она обладала тремя обличьями - кобылы, собаки льва. А также правила триадой человеческого существования - рождением, жизнью и смертью и временем - прошлым, настоящим и будущим. Более вероятно, что ее тройственная природа была прежде всего связана с тремя состояниями Луны - растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей.

Ей приписывают в наше время "три кнута власти", которыми она управляет человечеством. Однако на изображениях у нее всегда два кнута (иногда замененные змеями) в двух руках. Остальные два тела держат другие предметы. Будучи изображенной в одном теле, богиня держала чаще факелы, чем кнуты (и рук у нее было всего две).
Лунная Триада: Артемида - Селена - Геката

Геката представлялась "оккультной сестрой" Артемиды. У них схожий характер и некоторые атрибуты. И та, и другая носится по одной ей ведомым путям и дорогам. Обе не имеют мужа, стесняющего их свободу. И ту, и другую сопровождают собаки. Обе покровительствуют попавшим в беду женщинам.

Лунная триада представляет Гекату как "девственную" богиню. Богини - девственницы в наши дни ассоциируются с внутренним напором в женщинах. Они склонны следовать своим интересам, самостоятельно разрешать проблемы, соперничать с другими, ясно выражать себя через слово или формы искусства, приводить окружающий мир в порядок, или ведения созерцательную жизнь по своему вкусу. Такая богиня (и женщина со схожими качествами) движима необходимостью следовать своим внутренним ценностям, делать то, что имеет смысл или удовлетворяет ее саму, независимо от того, что думают другие люди. Все это в полной степени относится к Артемиде и Гекате. Но даже Селена тут выбирает девственное одиночество. Она сидит и мечтает о возлюбленном, который спит у нее на коленях. Реальные отношения с мужчиной ее почему-то не привлекают.
Земная Триада: Деметра - Персефона - Геката

Геката обычно соотносилась с Персефоной (Корой), а не Деметрой. Персефона делит первую часть своего имени с Персом - титаном, отцом Гекаты. Вторая часть ее имени " - фона" означает "губительница". Персефона свершает спряденную не ею судьбу, в крайнем случае обрезая ее нить. Это ее роднит со стрелками Аполлоном и Артемидой. Почитался Аполлон Гекат ("Далекоразящий").

Земная триада представляет Гекату как "уязвимую" богиню. Это богини, ориентированные на взаимоотношения, чье благополучие зависит от значимых для них отношений. Они отражают потребность женщин в принадлежности и привязанности. Фокус их внимания направлен на других, а не на внешнюю цель и не на внутреннее состояние. Именно такая Геката способна обратить благосклонный взор к просителям любви, удачи и богатства. Именно в мифе о Деметре и похищенной Персефоне Геката помогает другим божествам. История о похищенной, обесчещенной и изнасилованной девицах как никого другого в греческой мифологии трогают ее сердце.
Имена и функции
Геката Хтония

Немногие из олимпийских богов имели эпитет "Подземный". Это был Зевс, Деметра и Гея, единственный из олимпийцев, имевший ход в Аид - Гермес и, конечно, Геката. Это была Геката Хтония. Именно она вызывала кошмары и безумие, и так приводила в ужас, что многие древние называли ее только "Безымянная". Так называют и смерть.
Геката Урания

Мало что уже известно об этом образе богини. Однако это отголосок тех времен, когда Геката была одновременно и Хтонией, и Уранией, богиней небесной и подземной.
Мать колдовства

В этой ипостаси Геката дошла до наших дней. Шекспир упоминал ее как вдохновительнице всех ведьм в "Макбете". Современные неоведьмы воспринимают ее тоже большей частью как покровительницу темного колдовства (не черной магии, но всяких ночных действ).
Геката Пропилея

Геката Защитница молодых и беззащитных столь известная в древние времена позже стала поверенной обиженных девушек и женщин, стремящихся вернуть свое женское счастье и для того прибегающих к чарам. В "Энеиде" (4 книга) к Гекате, перед тем как заколоть себя кинжалом, обращается брошенная Энеем возлюбленная, призывая месть богини на всех троянцев. Среди мистиков рубежа нашей эры Геката вновь возникла и почиталась как хранительница тайн и дорог, по которым идут избранные.
Покровительница свадеб и деторождений

Факелы по некоторым воззрениям могут трактоваться как классический атрибут богини деторождения. Также и Кассандра в "Троаде" Эврипида взывает к Гекате по этому поводу. Кинжал в руках Гекаты также ассоциируют с инструментом перерезания пуповины ребенка в момент рождения.
Геката - Энодия ("Дорожная")

Это основная роль Гекаты в воззрениях мистиков. Также Геката была спутницей (проводницей?) Персефоны Царицы Подземного царства. Возможно, в этой роли Геката была представлена в Элевсинских мистериях. В "Энеиде" (6 книга) Геката является покровительницей и "учительницей" Сибиллы Кумской, дав ей власть блуждать по дорогам Тартара.
Богиня пределов

Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное", "посюстороннее и потустороннее". Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат.
Привычки

Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак и душами умерших. На ногах у нее бронзовые сандалии (кожаные, с бронзовыми нашлепками). У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Возможно, это тени собак, принесенных в жертву Гекате (тогда среди них должны быть и маленькие толстолапые щенки с перерезанными горлышками - надеюсь, что нет). Также Гекату видят и живые собаки - тогда они начинают скулить и выть. И это признак того, что богиня рядом. Гекату сопровождали духи-демоны Керы.
Атрибуты

"...тлетворный сок полночных трав, трикрат пронизанный проклятием Гекаты", по выражению Шекспира, мог быть соком аконита. В арсенале волшебных трав богини нередко упоминается цветок борец или аконит, получивший громкую, но печальную славу. Аконитом растение называется от древнегреческого города Аконе, возле которого в изобилии это растение произрастало. Кроме того, вблизи города находилась пещера, ведущая, по представлению греков, в ад. По преданию, аконит вырос из слюны пса Цербера. Известно, что ядовита как наземная часть растения, так и сам запах цветов. Разбавленный сок аконита укрощал чувственное влечение, и возможно, использовался в ритуалах.

Обвитые плющем пихтовые ветки, были знаком богини Гекаты в Греции. С их помощью люди охраняли себя от недугов и колдовства.

Из животных, с которыми ассоциировалась Геката, обычно упоминают собак. Но были еще и зайцы.
Почитание и служение

Вера в Гекату в классической Греции считалась скорее народным суеверием. Статуи Гекаты, выставленные на перекрестках, смотрели сразу в трех направлениях. И на полнолуние проводились тайные ритуалы в честь нее. Ее скульптуры с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. В древние времена люди старались умилостивить богиню, оставляя сердца кур и медовые лепешки перед порогом. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, ягнят - самочек.

"К этому можно добавить, что Геката, богиня колдовства, была одной из самых почитаемых женщинами богинь. У Аристофана, покидая свой дом, женщина молится Гекате у дверей. Кроме того, Аристофан сообщает об игре женщин в честь Гекаты". (М. Нильссон. Греческая народная религия.)

Культовыми местами Гекаты считались пещеры. Ее древние алтари были круговыми, с разными надписями на них.
Исцеление болезней

К Гекате обращались, когда исцеление болезни под воздействием ритуалов других богов не происходило. Обычно это касалось того или иного рода безумия. Если ритуалы какого-либо божества производили в пациенте катарсис и способствовали каким-то изменениям, то считалось, что болезнь происходит от этого бога. Если реакция на обряд отсутствовала, то причину страдания просто искали в другом месте. Так пытали счастья у Гекаты. А главным "практикующим целителем" был Асклепий.
Колдовской культ

Колдуны поздней античности также собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать почтение Гекате и ее слугам Одно довольно зловещее обращение к ней записал в III веке александрийский ученый Ипполит в "Философумена":

"Приди, адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение".

Для прорицания греки использовали т.н. "Круг Гекаты" - золотой шар с сапфиром внутри. Как он работал - не очень понятно.

Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Сила трав

Могущество античных колдуний часто связывалось со знанием силы трав, плодов, корешков и снадобий, получаемых из них. Сохранилась цитата из утраченной трагедии "Софокла" Rizotomoi, в которой он описывает работу Медеи:

Отвращая свой взор от работы руки,
Она сок мутно-белый, стекающий с ран
Ядовитого зелья, в сосуд медяной
Осторожно приемлет...
А в ларцах сокровенных хранятся пучки
Ею срезанных трав.
Их она с причитанием громким в [ночи],
Обнаженная, медным ссекала серпом.
(Пер. Ф.Ф.Зелинского).

А вот уже Овидий в "Метаморфозах" (Книга 7):

И святыней богини триликой,

95

Темной дубравою той, где ее божество почиталось,
Вечно всезрящим отцом своего нареченного тестя,
Благополучьем своим и деяньями всеми клянется.
Верила дева - тотчас получил он волшебные травы;
Как применить их, узнал и довольный домой возвратился.

(Пер С. Шервинского)

Римский поэт Тибул говорит, что колдуньи обладают особой, только для них характерной властью:

Ей лишь одной вручены волшебные травы
Медеи, Ей лишь дано усмирить лютых Гекаты собак.

И Медея демонстрирует свою власть у того же Овидия:

Вышла Медея, одна, в распоясанном платье, босая,
Пышные волосы вдоль по плечам распустив без убора.
Шагом неверным, в немом молчании ночи глубокой,

185

Без провожатых идет. И люди, и звери, и птицы
Полный вкушают покой. Не шепчет кустарник, недвижим;
Леса безмолвна листва, туманный безмолвствует воздух.
Звезды мерцают одни. И она простерла к ним руки,
Трижды назад обернулась, воды зачерпнула в потоке

190

И омочила власы и трижды уста разрешила
Воем; потом, опершись коленом о твердую землю,
Молвила: "Ночь! Наперсница тайн, что луной золотою
Свету преемствуешь дня! Вы, звезды! Геката с главою
Троичной, ты, что ко мне сообщницей дела нисходишь

195

Мне помогать! Искусство волшбы и заклятия магов!
Ты, о Земля, что магам даешь трав знанье могучих,
Воздух и ветры, и вы, о озера и реки, и горы,
Вы все, боги лесов, все боги ночные, явитесь!
Вами, по воле моей, возвращаются реки к истокам

200

На удивленье брегам; заклинаньями я усмиряю
Бурного моря волну и волную безбурное море;
Ветры зову и гоню, облака навожу и свожу я;
Лопаться зевы у змей заставляю я словом заклятья;
Дикие камни, дубы, что исторгнуты с корнем из почвы,

205

Двигаю я и леса; велю - содрогаются горы,
И завывает земля, и выходят могильные тени.
Силой влеку и тебя, луна, хоть медью темесской*
Твой сокращаю ущерб. От заклятий моих колесница
Деда бледнее; мой яд бледнеть заставляет Аврору.

210

Вы мне и пламя быков притупили, изогнутым плугом
Вы пожелали сдавить их, груза не знавшую, выю;
В яростный бой меж собой вы бросили змеерожденных,
Стража, не знавшего сна, усыпили,- руно ж золотое,
Змея хитро обведя, переправили в гавани греков.

215

Ныне мне нужен состав, от которого стала бы старость
Вновь, освежившись, цвести и вернулись бы юные годы.
Вы не откажете мне. Не напрасно сверкали созвездья,
И не напрасно, хребтом влекома крылатых драконов,
Вот колесница летит".
Прошения подземным богам

В античные времена бытовала своеобразная практика. Составлялись свинцовые таблички (свинец - металл Сатурна), закапываемые в землю или опускаемые в погребение, в которых "проситель" обращался к Гермесу Подземному и Гекате Подземной с намерением причинить вред и навести порчу на своего врага. Например: "Предаю Офелиона и Канарида Гермесу Хтоническому и покорителю Гермесу. Офелиона проклинаю" Для проклятий помимо Гермеса и Гекаты, призывались Гея, Персефона и Аид. Часто встречается формула вроде: "как этот свинец сух и бездушен, так и дела врага моего пусть будут сухи и бездушны".

Овидий в Метаморфозах (Книга 7) так фантазирует об обряде Медее омолаживания старца Эсона:

Два алтаря сложила из дерна Медея,
Справа - Гекаты алтарь и жертвенник Юности - слева.
Дикой листвой оплела и ветвями священными оба.
Недалеко откидав из ям двух землю, свершает
Таинство; в горло овцы чернорунной вонзает Медея

245

Нож и кровью ее обливает широкие ямы,
Чистого чашу вина сверх крови она возливала,
Медную чашу брала, молока возливала парного;
Льются меж тем и слова,- богов призывает подземных,
Молит владыку теней с похищенной вместе супругой,

250

Чтоб не спешили отнять у тела дряхлого душу.
Милость обоих снискав молитвенным шепотом долгим,
Хилого старца она приказала из дома наружу
Вынести и, погрузив его в сон непробудный заклятьем,
Словно безжизненный труп на подстил травяной положила.

255

Вот приказала она отойти и Ясону и слугам,
Непосвященный их взор отвести повелела от тайны.
И удаляются все. Волоса распустивши, Медея
Рдеющих два алтаря обошла по обряду вакханок.
В черной крови намочив расщепленные факелы, держит

260

Их на обоих огнях и вершит очищение старца
Трижды огнем, и трижды водой, и серою трижды.
В медном котле между тем могучее средство вскипает
И подымается вверх и вздувшейся пеной белеет.
Варит и корни она, в гемонийском найденные доле,

265

И семена, и цветы, и горькие соки растений;
В них добавляет еще каменья с окраин Востока,
Чистый песок, что омыт при отливе водой океана,
Вот подливает росы, что ночью собрана лунной;
С мясом туда же кладет и поганые филина крылья,

270

Оборотня потроха, что волчий образ звериный
В вид изменяет людской; положила в варево также
И кинифийской змеи чешуйчатой тонкую кожу;
Печень оленя-самца; в состав опустила вдобавок
Голову с клювом кривым вековухи столетней - вороны.
Торжества и Мистерии

Ежегодная телете [посвящение] Гекаты в Эгине, считалось, была основана самим Орфеем. Функции ее были, как полагают, "катарсическими и отвращающими"… Но мнение о том, что эти ритуалы были специально направлены на исцеление мании, кажется, всего лишь догадкой (см. Э.Р. Доддс Греки и иррациональное).

Полагают, что Геката играла роль в игровых мистериях на поле в Аграх. Дитер Лауэнштайн говорит, что начинаться все могло с растерзания и поедания мяса. Затем происходило искупление через Гекату. Богиня помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти. Затем приходит черед других богов и богинь помочь человеку. Лауэнштайн (Элевсинские мистерии. - М.: Энигма: 1996.) предлагает даже реконструкцию этих мистерий.

Геката играла свою важную роль в Элевсинских мистериях. Считается (Дитер Лауэнштайн), что в Элевсинских мистериях не существовало особых жриц Персефоны. Их роль исполняли жрицы Гекаты, в обычной жизни бывшие женами (матерями или сестрами) главных жрецов. Таинства сами по себе должны были гасить воспоминания об обычной, дневной жизни. Потому Персефона и Геката пробуждали в людях "ночное сознание".

Напомним, что единственной возможностью блуждать после смерти во мраке Аида было пройти посвящение в мистерии и повторять таинства самостоятельно.

Как говорится в Гомеровом гимне Деметре:

Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном…

Гекате в числе других божеств приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории. А также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии.

По словам Нильссона, все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Культ Гекаты у неоплатоников

Понятное дело, что интеллектуал вряд ли смог найти в народном культе Гекаты что-либо для себя привлекательное. Нет, философы и мистики видели в Гекате нечто большее чем просто покровительницу всяких темных делишек.

Известно, что у них были свои теургические обряды. связанные с Гекатой. Теургия - это своего рода элитарная магия античного мира. "Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами". (А.В. Петров. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности.)

Неоплатоники, занимающиеся теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от Гекаты. Максиму, ученику Ямвлиха, видилось, что Геката смеется, а факелы в ее руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии.

Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем "видел воочию светоносные призраки Гекаты". Его этому научила дочь его учителя Плутарха - Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с Элевсинскими мистериями.)

Известен гимн Прокла Диадоха Гекате и Янусу:

Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
Радуйся сам Иан прародитель, Зевес негубимый!
Радуйся, вышний Зевес! О, даруйте мне полную блага

5

Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне

10

Свет драгоценный, рождений же черного зла да избегнуть!
О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!

15

Радуйся сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!
(Перевод О.В. Смыки)

В приватные таинства Гекаты был посвящен римский император Юлиан Солнцепоклонник. Его посвятил еще в девятнадцати-двадцатилетнем возрасте философ Максим Эфесский.
Аналоги
Гекуба

Гекуба в греческой мифологии - жена троянского царя Приама. Ее отцом считался фригийский царь Димант или некий Киссей (эпоним фракийского города Киссос). Кем была ее мать - неизвестно было даже в античности. В "Илиаде" Гекуба - мать девятнадцати сыновей. По крайней мере она точно мать известных Гектора, Париса, Елена, Деифоба, Троила (от Аполлона), Полидора и дочерей Кассандры и Поликсены. Гекуба известна более всего своим горем по убитому сыну - герою Гектору, плененной дочери Кассандре, и невестке Андромахе, принесенной в жертву дочери Поликсене.

Гекуба отомстила правителю Херсонеса Фракийского Полиместру за коварно убитого им сына Гекубы - Полидора. (Когда Полиместор узнал о гибели Трои, он убил юношу.) Она убила всех его детей и ослепила самого царя. Гекубу побили камнями жители города. О дальнейшей судьбе ее говорят две версии. Она была перенесена Аполлоном в Ликию, где было известное святилище малоазийской Гекаты. Или превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт, а мы помним, что собака - это животное Гекаты. Также и мыс Киноссема ("пёсий курган") в Геллеспонте, считавшийся могилой Гекуба называли также памятником Гекаты.

Добавлено (22.04.2008, 02:48)
---------------------------------------------
Заклинание Сил Гекаты.

Примечание 1: это заклинание не вызывает саму Богиню, оно работает с её силой, оно должно читаться перед основным ритуалом в качестве катализатора процесса магического акта.

Читается ночью с 0.00 до 1.00 с целью призывания тёмных сил для нанесения вреда, устранения врага, получения предсказаний или пополнения личной силы (если работает чёрный маг).

1. Очертить себя кругом при помощи жезла, посоха или ритуального оружия.
2. В день прочтения не принимать алкоголь, не курить, не пить кофе.

Текст:

Ночь, тишина,
В небе Луна.
Скоро от сна
Проснётся ОНА.
Тёмная ночь,
Дьявола дочь.
Вздохи земли,
Тени в пыли.
Навьи поют –
Просят приют
В теле чужом,
Скованном сном.
Нить разорву,
В мир призову
Чёрную ночь –
Дьявола дочь.

Просьба Гекате освятить что-либо.

«О Геката! Змеевласая повелительница псов, владычица легионов духов, не
нашедших покоя! Заклинаю тебя освятить этот (предмет). Я заклинаю тебя
(предмет), Матерью-Луной, силой Пентаграммы и спокойствием духа, чтобы ты
служил мне отныне и вечно, пока время не уничтожит одного из нас»

Молитва Гекате

«О Геката! Змеевласая повелительница псов, владычица легионов духов, не нашедших покоя! Благословенная Царица Тьмы и Бесплодия, Повелительница Собак и Лыну! Молюсь тебе, о высочайшая! Услышь мои слова, и будь ко мне благосклонна! Не сливай на меня кару свою, а дай мне силу великою, ибо пред тобой я преклоняюсь, о великая богиня! О Змеевласая Геката, да будешь ты всегда великой и великолепной! Да будет вечна Луны, да будет вечен вой псов! Да будут всегда пустыни бесплодные, и все это в твою честь!"

Призыв.

"Приди адская, земная и небесная Геката, богиня широких дорог перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна в тысячах видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение".

Призыв Гекаты.

“Приди ко мне, о возлюбленная Хозяйка, трехликая Селена; любезно услышь мои священные молитвы; украшение ночи, юная, приносящая свет смертным, о ребенок утра, кто едет на могучих быках, о королева, ведущая свю колесницу на равне с Гелиосом, кто с тройными формами тройного изящуства танцует на пиру со звездами. Ты – правосудие и нить Мойры: Клото (Klotho) и Лахес (Lachesis) и Атропос (Atropos) трехглавый, ты – Персефона (Persephone), Мегайра (Megaira), Аллекто (Allekto), великая, кто вооружает руки свои страшными, черными лампами, кто сотрясает ваши замки, с ужасными змеями на своих бровях, издающая рев быков, мрак, исполненный ползучими гадами, рядами ядовитых змей, звенящая цепями в ночи, бычьелицей, стремящейся к одиночеству, с глазами быка, голосом собаки; ты скрываешь фомы свои в львиной сути, твоя лодыжка побобна волку, жестокие псы любимы тобой, именно поэтому они зовут тебя Геката (Hekate), многоименная, Мене (Mene), разрывающая воздух, как дротик Атемиды, Персефоны, ночная, сияющая, троеименная, троеголовая, Селена с тремя голосами, троеконечная, троеликая, тройношеяя, богиня тройных путей, кто держит неутомимый пылающий огонь в трех корзинах, управляющая тройными дорогами, тройными декадами, приди ко мне, призывающему, в красоте и благосклонности, ты, защищающая этот мир ночью, кого Демоны опасаются и перед кем дрожат бессмертные боги. Богиня, кто возвеличивает мужчин, многоназванная, дающая справедливое потомство, бычьеглазая, рогатая, мать богов и мужчин, природа, мать всех вещей, для тебя и Олимп и широкая, безграничная пропасть, которую ты пересекаешь. Начало и конец – ты, одно правило для всех – ты. Поскольку все вещи от тебя, к тебе все вещи и приходят в конце. Как вечная граница вокруг твоих храмов, то носишь цепи Большого Кроноса, небьющиеся и несменные, и ты держишь в своих руках золотой скипетр. Письмена вокруг твоего скипетра сам Кронос написал и дал тебе, чтобы все вещи были устойчивыми в мире: хозяйка и раб, хозяйка человечества, и силаr; хаосом также управляющая. Град, богиня, прими это слова, я возжигаю для тебя эти благовония, о ребенок Зевса, стрела, единая на небесах, богиня гаваней, кто бродит по горам, богиня перекрестков, о подземная, ночная, адская богиня всего темного, тихого и ужасного, ты, кто находит свою пищу среди могил, ночи, темноты, великого хаоса: невозможно убежать от тебя, Ты – Мойра (Moira) и Эринис (Erinys), мучение, правосудие и разрушительница, ты держишь Цербера на цепях, темная, со змеиной чешуей, змееволосая, опоясанная змеей, пьющая кровь, приносящая смерть и разрушения, пирующая сердцами, пожирающая плоть, пожирающая трупы, ты, приносящая печаль и горе, распространяющая безумие, приди на мой зов, и исполни моб просьбу."
Инвокаация Гекаты:

O, тройная форма тьмы! Мрачное великолепие!
Твоя луна неподвластна взору человека! Ты ужасная охотница!
Ты - коронованная демонница лишённых венца мёртвых!
O, кровавогрудая, предельно жестокая и предельно заботливая!
Невидимый лёгкий исток, позволь мне жертвенно принести к твоей загробной сверкающей усыпальнице тёмное животное, что лишено мной жизни.
Я дарую расцвет, воссиявший в сумерках, и собираюсь во мраке под ущербной луной, которая в полночь едва освещает Восток.
Черного агнца из чёрной матки мертвой овцы я приношу, и течение медленного инфернального мотива оказывается впрок твоему избранному жрецу.
Здесь, где узы Океана разрушают дорогу черноидущих, глубокосклонившихся в Бездну, я буду приветствовать тебя безымянным поцелуем, устремлённым к последнему пребыванию твоих высших желаний.
Я пролью свет огня, и твои дикие легионы станут повиноваться лире, и твои Лемуры с вывернутыми назад лицами соберутся и вскружатся, обнимая меня в унылой погребальной земле, мой лик отвратив!
Я исполню до конца ужасное поклонение. O прославленный Страх на Земле, и Страх в Аду, и чёрный Страх в небесах за пределами Судьбы!
Я слышу завывание твоих волков! Я слышу вой гончих вокруг твоих очертаний, что приходят в ужасе твоей бури.
И ночь нисходит быстрее, чем глаза твои засверкают сквозь туман – лицом нецелованной женщины, хранимой мертвыми, чья любовь отбирается у них прежде, чем они возжаждут.
Тебя, тебя я зову! О, ужас внушающая! О Богиня!
Я – единственный смертный, ищущий твою загробную усыпальницу, разливающуюся тёмным потоком крови сонной и принуждённой реки.
Даже при взгляде твоих глаз на меня, я – насквозь в захлёстывающем чувства наводнении, которое всегда хранит мою душу!

Сообщение отредактировал Antares - Вторник, 22.04.2008, 02:49
 
ТарошаДата: Суббота, 07.06.2008, 11:19 | Сообщение # 2
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Правосудие Гекаты

Перед обращением к Гекате покройте стол чистой белой скатертью, наполните не питой водой жестяную миску до краев и поставьте в центре стола. Установите вокруг нее в форме треугольника свечи на глиняных тарелочках (блюдечках). Треугольник должен быть равносторонним и основанием обращен к вам. Допустимо поставить 9 свечей - в форме вписанных друг в друга равносторонних треугольников, также основаниями обращенных к вам.
Зажгите свечи спичкой слева направо, по часовой стрелке. Все окна должны быть закрыты и плотно занавешены, электричество погашено.

Прочитайте заклинание Гекаты 12 раз, начав первый раз ровно в полночь, желательно глядя в воду. Оно может быть переписано крупными буквами для чтения при свечах, но идеально, если вы выучите его наизусть :

«Прошу справедливости я,
о Богиня Геката, Богиня Мрака и Ночи,
пусть станут враги мои прахом отныне,
и станет пусть прахом, кто горе мне прочит!
Не знают покоя пусть те, кто мне враг,
всегда пребывая в мучительном страхе,
и пусть их обступит зловещий мрак,
и, если так надо, пусть будут на плахе!
Прошу справедливости я, о Богиня
Геката, Богиня Мрака и Ночи,
пусть станут враги мои прахом отныне,
и станет пусть прахом, кто горя мне хочет!»

Воду, оставшуюся после ритуала (а свечи должны полностью сгореть), следует оставить на столе до утра. На рассвете ее следует осторожно, не пролив ни капли, вынести из дома во двор и выплеснуть от себя в сторону, где предположительно живет обидчик. Если его место жительство неизвестно, то вода просто должна быть выплеснута от себя в сторону, противоположную собственному дому. Миску с водой также можно оставить на столе до полного испарения воды, но стол при этом должен быть абсолютно чистым и на нем нельзя ничего делать.
Заклинанием следует пользоваться в дни Гекаты (когда на небе не видна Луна)

Тексты заклинаний и обращений

Сюда включены обращения, заклинания и формулы, повсеместно используемые всеми последователями Культа, без внесения в них каких-либо изменений, за исключением перевода на язык, на котором говорит конкретный последователь.

Hecast (Гекаст)

Этот текст читается при принесении жертвы Темной Богине в ее инфернально-некротическом аспекте.

"Приди адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна в тысячах видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение".

Следует заметить, что обращение: "Адская, земная и небесная Bombo (Геката) …… Луна в тысячах видов" довольно часто используется в ритуальной практике Мастера и являет собой стандартное обращение к темному аспекту Богини, в котором она пребывает с ноября по март.

Воззвание к Многоликой Богине
(Призывание Богини во множестве ее аспектов. Применяется во многих ритуалах вместо Hecast и схоже с ним по форме).

"Приди, трехликая Богиня ночи, бледная Селена, холодная Диана, яростная Геката! Ты, перед которой трепещут живые и мертвые, ты, дающая холодный свет разума и ввергающая в мрак безумия, ты, убивающая и дающая жизнь, жестокая смерть и великая мать, единая во множестве, древняя как мир и вечно молодая! Услышь наш зов и даруй нам свое благословение".

Милость Богов

"Великие Силы Земли, Могучий царь Аид и мать-покровительница Геката! Заклинаю вас Предвечной Тьмой, Именами Единого Творца и нерушимостью границ владений ваших! Во имя вашей безграничной власти во Тьме, во имя вечного покоя и бесконечности вашего царства! Будьте милостивы ко мне и ученикам моим, да не сразит нас меч Танатоса, да минет нас гнев Богов, да обойдет нас всякая болезнь, смерть, несчастие и недомогание! Защитите и оберегите нас! Да будет так волею Вашей!"

Малая Клятва

Малой клятвой принято называть клятву вида:

"Я, (истинное имя), в миру (мирское имя), клянусь водами Стикса, которые священны для людей и богов, для всего живого и мертвого, что (в чем клянется)".

Большая Клятва

Я, (истинное имя), в миру (мирское имя), известный так же (прочие имена), взываю к Богам ночи, Богам-поровителям, Богам-проводникам, Духам внутреннего и внешнего миров, духам стихий, вечным стражам.
Владыки моей стези, в чьих руках моя судьба, взываю к вам!
Холодный и Вечный Аид, взываю к тебе!
Многоликая Темная Мать Геката, взываю к тебе!
Танатос, взываю к тебе!
Гермес, взываю к тебе!
Харон, взываю к тебе!
Цербер, взываю к тебе!
Обратите свои взоры ко мне и услышьте мою клятву!
Своим телом, своей кровью, своей душой, своей судьбой - клянусь!
Жизнью, смертью и посмертием своими клянусь!
Священными водами Стикса клянусь!
Клянусь, что …(здесь следует, в чем клянется обратившийся)
И будет мое слово нерушимо и твердо, и никто не освободит меня от этой клятвы, кроме (перечисление). И будет она со мной до тех пор, пока я не исполню ее или не буду освобожден от нее.

Обе эти клятвы обладают замечательным свойством, которое именуется "свойство независимости". В процессе принесения почти любой клятвы, человек сам задает себе программу саморазрушения, которая срабатывает при нарушении данного им слова. Те же клятвы, которые обладают указанным свойством, зависят от самопрограммирования в очень малой степени и срабатывают, даже если человек не верит "ни в черта, ни в попадью".
Разница Большой и Малой клятв состоит в том, что Малую клятву никто не может снять, кроме того, кому она дана (если клятва давалась живому человеку), но она более "легкая" для отступников, а Большую могут снять те, кто был перечислен при ее прочтении. Также при нарушении Малой клятвы человек жертвует своим посмертием, а при нарушении Большой - и жизнью тоже.

©Ш.Э.Цикон, под редакцией Iterion
 
МараДата: Среда, 17.09.2008, 10:43 | Сообщение # 3
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
Астерия, мать Гекаты, дочь титанов Коя и Фебы, сестра Лето.
Перс, отец Гекаты - Сын Гелиоса (Солнца) и Персеиды.
Геката - богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежелательным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.
В Древней Греции число "3" было неразрывно связано с богиней Гекатой. Она обладала тремя обличьями (или даже тремя телами) - кобылы, собаки и льва - и имела три головы, чтобы видеть во всех направлениях. Геката правила триадой человеческого существования - рождением, жизнью и смертью - и тремя стихиями - землей, воздухом и огнем.
Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником волшебников, которые стремились найти средства изменения кажущегося неизменным физического мира. Те, кто был достаточно смел, чтобы произносить в своих заклинаниях ее имя, получали в награду часть ее жуткого сверхъестественного могущества.
Ее власть распространялась на состоящую из трех частей временную сферу - прошлое, настоящее и будущее. Богиня черпала свою колдовскую силу от луны, обладающей тремя фазами - новой, полной и старой. Как и Артемиду, ее повсюду сопровождала свора собак, но охота Гекаты - это ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Гекате приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.


" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка.
— На всю твою показуху демонам сто раз наплевать.
Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички")
-----------------------
мракобес
 
EvaДата: Четверг, 23.06.2011, 15:40 | Сообщение # 4
Странник
Группа: Пограничники
Сообщений: 1
Статус: Offline
Интересная тема. Вот, недавно нашла отличный сайт про богиню Гекату. Интересно систематизирована информация. Вот ссылка http://ecath.ru

Сообщение отредактировал Eva - Четверг, 23.06.2011, 15:43
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: