ОСТРОВ ПАСХИ (Pascua) - известный вулканический остров в восточной части Тихого океана, на расстоянии 3000 км от чилийского побережья Южной Америки. Площадь 165,5 кв.км, максимальная высота до 539 м, население около 2 тысяч человек. Имеет форму треугольника, по бокам которого возвышаются вулканы. Остров открыт голландским мореплавателем Я.Роггевеном в 1722 году в день пасхи и в честь этого праздника назван. Тогда же на острове были обнаружены остатки исчезнувшей культуры полинезийцев, покрытые письменами дощечки (большую их часть европейцы сожгли) и большие каменные статуи высотой до 8 м. Остров Пасхи, затерянный в Тихом океане... Гигантские статуи, человеческие фигурки, вырезанные из дерева, наскальные рисунки - все это еще далеко не до конца изучено и понято учеными. И дощечки-кохау - из темного блестящего дерева торомиро с вырезанными на них изображениями ящериц, лягушек, черепах, звезд, крылатого птице-человека, спиралей и т. п. - тоже загадка. Да еще какая! Более 130 лет бьются ученые, пытаясь прочесть ронгоронго - древнее иероглифическое письмо аборигенов острова Пасхи...
Некоторое время назад доктор исторических наук из Санкт-Петербурга Ирина Константиновна Федорова после многих лет титанического труда сумела прочесть кохау ронгоронго.
Но прочесть тексты - еще не значит понять, что скрыто за ними. И снова рождаются гипотезы...
Американский ученый Стивен Фишер живет постоянно в Новой Зеландии. Изучение кохау ронгоронго он начал с того, что овладел гавайским, самоанским и майорийским языками - все они принадлежат к полинезийской группе, куда входит и тот, на котором изъяснялись древние жители острова Пасхи.
Затем он собрал воедино всю документацию, касающуюся ронгоронго, описания традиций, ритуалов и верований жителей Пупа Земли, или Рапа-Нуи, - так именовали остров до появления первых европейцев (1722 г.), давших ему имя Пасхи, люди, прибывшие сюда из Восточной Полинезии в самом начале нашей эры. Шесть лет ушло у Стивена Фишера на то, чтобы встретиться почти со всеми специалистами, занимавшимися ронгоронго, и ознакомиться с подлинниками таинственных табличек. Правда, две из них, хранящиеся в вашингтонском Смитсоновском институте, ему почему-то не показали...
Сейчас осталось 25 кохау, разбросанных по музеям мира. А было время, как свидетельствовал в 1864 году французский миссионер Эжен Эйро (он первый из европейцев понял, что дощечки эти - величайшая ценность, древняя письменность аборигенов острова Пасхи), кохау были буквально в каждой семье...
Хранящиеся в музеях таблички содержат в целом около 14 тысяч иероглифов. На каждой из них - от 2 до 2300 изображений. Почти все они опубликованы лет сорок назад немецким этнографом Томасом Бартелем. Ценой длительного труда Бартель сумел более или менее распознать основные элементы ронгоронго...
В результате многолетней работы Фишер смог написать самую исчерпывающую из монографий о кохау ронгоронго, которая вышла в свет в 1997 году. Это был, пожалуй, тот редкий случай, когда ученый предполагал всего лишь собрать полную информацию о неизвестной письменности, а в результате, похоже, прочел написанное...
Основой работы Фишера стал так называемый Сантьягский жезл. Это нечто вроде деревянного скипетра длиной 126 и толщиной 6,5 см, на котором вырезано 2300 иероглифов - рекордное количество знаков, оставленных на табличках, дошедших до нас.
Некогда жезл принадлежал одному из "арики" - вождей острова, но в 1870 году был куплен офицерами ВМФ Чили и помещен в Музей естественной истории города Сантьяго.
В 1993 году Фишер побывал на острове Пасхи и в Чили. Просматривая по прибытии - в который раз! - многочисленные фотографии и перечитывая свои заметки, он обратил внимание на то, что текст, нанесенный "на скипетр", был разделен вертикальными линиями почти на сотню неравных секций. Затем Фишер заметил, что справа от каждой линии был изображен фаллосообразный иероглиф.
То, что текст следует читать слева направо, подтверждало такое наблюдение ученого: в одной секции группы иероглифов составляли единую строку, а в другой - такими же иероглифами были заняты две строки, причем обрывались они с правого края. Значит, иероглиф, находящийся правее разделительной черты, начинает собой следующую секцию текста.
Потом выяснилось: в каждом из разделов четвертый, седьмой, десятый и т. д. (через три) знак сопровождался тем же фаллическим "суффиксом". И ни один из таких разделов не содержал подобный знак в качестве конечного или предпоследнего. И ни в одном из разделов не было менее трех иероглифов. И в большинстве из них количество знаков делилось на три, причем почти каждая тройка содержала фаллический знак. Другими словами, весь жезл был в основном подчинен некой сакраментальной триаде.
Далее Стивен Фишер начал анализировать другие тексты ронгоронго - Малую сантьягскую табличку и Гонолульскую # 1. И там тоже была эта триада, хотя выдержана она была менее строго, но "суффикс" опять был на своем законном месте. И тогда исследователь подстроил формулу, которой подчинялось все строение текста...
Но что же весь этот текст значил? Изучение фольклора и космологических представлений древних полинезийцев напомнило Фишеру, что у них легенда о сотворении мира объясняла возникновение всего сущего целой серией актов соединения мужского начала с женским.
Это отражено и в триадах, на которых построены их ритуальные песнопения (кстати, само слово "ронгоронго" на языке жителей острова Пасхи означает нечто вроде "речитатива", заученного наизусть стихотворного напева). Еще в 1886 году американские морские офицеры, посетившие остров Пасхи, записали песню о сотворении мира "Атуа Мата Рири", которую при них торжественно исполнил некий Уре Ва'э Ико, - "патриарх пасхальцев", как они его называли.
В ней перечислен 41 случай подобных соединений, для нас зачастую звучащих странновато. Например: "Бог Мата Рири соединился со сладким лаймом (вид цитруса), и на свет явилось растение попоро..."
Фишер пришел к выводу: все три ронгоронго, у которых он обнаружил триадное построение текста, - это записанная "космогония" пасхальцев, их Книга начал.
Исследователь взял на себя смелость сделать предварительный перевод одной из триад Сантьягского жезла. Выглядит это так. Изображение птицы, за которой следуют изображения рыбы и солнца, означают: "Все Птицы соединились с Рыбой и породили Солнце..."
Старейшина исследователей ронгоронго Томас Бартель, уже упоминавшийся, дал выводам Фишера высочайшую оценку. В голландском городе Лейдене состоялась международная конференция, на которой дешифровка Фишера была с большим интересом встречена лингвистами - специалистами по аустронезийским языкам. Между прочим, эта языковая семья стоит на первом месте в мире по занимаемому ее носителями пространству - оно ведь протянулось от приафриканского Мадагаскара на западе до острова Пасхи на востоке, в центре Тихого океана.
Вдохновленный поддержкой, Фишер продолжил работу и установил, что простая триада, которую он перевел с Сантьягского жезла, повторяется и на другом памятнике, именуемом "Резной табличкой". Более того - выяснилось, что многие сохранившиеся кохау ронгоронго полностью или частично тоже посвящены истории сотворения всего сущего.
Можно полагать, что те надписи, где фаллический знак сохранился, древнее остальных, и Сантьягская среди них - старейшая: она выведена с наибольшим тщанием. Мастер наносил сперва иероглифы нажимом острых осколков обсидиана (вулканического стекла), а затем углублял рисунок с помощью акульего зуба. Археологи сумели реконструировать этот процесс. В фольклоре аборигенов также сохранилось упоминание, что жезлы были первыми предметами, на которые наносился текст.
Интересная деталь: сохранившиеся таблички не равны по информационной ценности. 15 из них содержат 85 процентов всех текстов ронгоронго. Сохранились они случайно, и вполне вероятно, что многие из не дошедших до нас тоже содержали легенду сотворения мира и всего живого.
Правда, как в свое время установил Т. Бартель, одна табличка представляет собой календарь, а еще несколько настолько своеобразны, что пока дешифровке не поддаются.
Тем не менее, благодаря трудам многих историков и лингвистов, цивилизацию острова Пасхи теперь уже нельзя считать не только мертвой, но и безнадежно немой. А впереди - новые исследования и новые споры ученых. Ведь кто-то связывал ронгоронго с письменностью перуанцев, кто-то - с древней письменностью, процветавшей в долине Инда, а кто-то - с древнекитайским рисуночным письмом. Между тем, скорее всего, ронгоронго - единственная "самостоятельная" письменность, возникшая во всей Океании до ХХ века.