Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в горнорабочем фольклоре имеет разные варианты: Каменная девка, Девка Азовка, Горный дух. Все эти персонажи являются хранителями горных недр. Сказ "Медной горы Хозяйка" положил начало целой группе сказов П.П.Бажова, объединяемых образом Малахитницы
Сказ впервые опубликован в журнале "Красная новь", №11 за 1936 г., а затем в сборнике "Дореволюционный фольклор на Урале" (Свердловск, 1936 г.). Географически этот сказ связан со знаменитым медным месторождением крепостного времени вблизи Полевского завода - Гумешками, который иначе называли Медной горой или просто Горой.
Рассказ читать тут
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевого завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке».
Позже термин «сказ» вошел в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — по существу выдавали желаемое за действительное. «Сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности».
Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
Огневушка-Поскакушка, танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).
Здесь можно посмтреть маршруты, также можно прочитать рассказыТкни мню