Суеверный страх перед колдунами покоится на общенародном убеждении, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. Что ни придумают чародеи — все чертям нипочем, одна забава: пошлют иные колдуны на елке хвою считать, каждую иголку перебрать, чтобы бесы искололи себе лапы, изошли кровью от уколов, а они сказывают верным счетом да еще самодовольно ухмыляются. Листья пошлют ли считать — а осиновый лист, как известно, неподатлив: без ветру изгибается, без устали шевелится, ухватить себя лапами не дается. Долго черти с ними бьются; пот с них льется градом несмотря на то, что на осине листьев меньше, чем иголок на елке, — однако и глазом заказчик едва успел мигнуть, как работа у чертей окончена. Вбил один колдун в озеро кол и оставил конец под водой: "Заливайте, говорит, кол решетом". И по ею пору черти трудятся!
Колдуны бывают природные и добровольные, но разницы между ними нет никакой, кроме того, что последних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун, по воззрениям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая приносит третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой. Впрочем, помимо этих двух категорий колдунов существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и Мать - Сыра Земля его не примет. Поэтому знающие и осторожные люди тщательно избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь, даже самые родные стараются держаться подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а поставят ковшик так, чтобы он сам мог до него дотянуться.
Рассказывают, что один колдун позвал девку и говорит: "На тебе!" Та догадалась: "Отдай тому, у кого взял".
Застонал он, заскрипел зубами, посинел весь, глаза налились кровью. В это время пришла проведать его племянница; он и к ней: "На, — говорит, — тебе на память!" Та спроста приняла пустую руку — захохотал он и начал кончаться.
Для невольного колдуна возможно покаяние и спасение: их отчитывают священники и отмаливают в монастырях, для природных же нет ни того, ни другого.
Посвящения в колдуны, в общем, сопровождаются однородными обрядами, смысл которых повсюду сводится к одному — к отречению от Бога и царствия небесного и затем к продаже души своей черту. Для первого довольно снять с шеи крест и спрятать его под правую пятку или положить икону на землю вниз ликом и встать на нее ногами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны. Лучшим временем для этого, конечно, считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом — перекрестки дорог как излюбленное место нечистой силы.
Удобны также для сделок с чертом бани, к которым, как известно, приставлены особые духи. При заключении договоров иные черти доверяют клятвам на слово, другие от грамотных требуют расписки кровью, а неграмотным велят кувыркаться ведомое число раз через столько-то ножей, воткнутых в землю. Когда все обряды благополучно окончены, к посвященному на всю жизнь его приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята.
Для изобличения колдунов в некоторых местах знают три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом стоит истопить в великий четверг (на Пасхальной неделе) осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознавать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят спиной к иконостасу.
Колдуны большей частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев они люди безродные и всегда холостые, заручившиеся, однако, любовницами, которые к таким сильным и почетным людям очень прилипчивы. Избенки колдунов, в одно окошечко, маленькие и сбоченившиеся, ютятся на самом краю деревни, и двери в них всегда на запоре. Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными палками, у которых на конце железный крюк. Как летом, так и зимой надевают они все один и тот же овчинный полушубок, подпоясанный кушаком. По наружному виду они всегда внушительны и строги, так как этим рассчитывают поддерживать в окружающих то подавляющее впечатление, которое требуется их исключительным мастерством и знанием темной науки чернокнижия. В то же время они старательно воздерживаются быть разговорчивыми, держат себя в стороне, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и устрашая взглядом исподлобья, который называется "волчьим взглядом".
Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, наш народ считает за грех, хотя и полагает, что за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев за все их деяния обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный.
Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня), и, кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Чародеев бьют судороги, и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой.
Если над таким колдуном станут читать "псалтырь", то в полночь он вскакивает и ловит посиневшего от страха чтеца.
Колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле — не вносить в избу, умрет в избе — выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу навзничь и подрезать пятки или подколенные жилы.
Все твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол с целью помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белу свету и пугать живых людей. Умирают колдуны непременно очень долго и страшно, так как им указано мучиться сверх положенного.
Одна колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет — затихнет, положат ее на стол, а наутро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начинает мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конец (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания.
Самые похороны колдунов — вещь далеко небезопасная, и, зарывая их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу свежесжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом, и выбило полевые посевы. С тех пор каждый год в день похорон этого колдуна стало постигать Божье наказание, так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и только тогда успокоились.
Почти все деревенские напасти имеют прямую или косвенную связь с кознями чародеев. Эта нечисть вредит человеку, вредит скотине и переносит свою ненависть даже на растения. Есть, однако, растения, Животные и даже вещи, которые помогают волшебству: филины, совы, черные, безо всякого пятнышка, кошки, лягушки, змеи и всякие пресмыкающиеся гады, безразлично какие, 12 железных ножей — для превращения в оборотней; осиновая зола, добытая у соседей в великий четверг, сажа из церковной печи; травы: разрыв-трава, любка, иван-да- марья и др.
Тот колдун, который причинил порчу, снять ее уже не в силах — надо искать другого, хотя бы и слабенького. И наоборот: если свой колдун успел обезопасить от всяких чар, то чужому тут нечего делать. Последнее всего виднее замечается на свадьбах, около которых преимущественно и сосредоточивается деятельность колдунов.
Чтобы избавить молодых от порчи, колдунов обыкновенно зовут на свадьбы в качестве почетных гостей, причем еще в дверях избы приглашенного встречает сам хозяин низким поклоном, со стаканчиком водки. Вторую чарку колдун попросит сам и затем уже смело начинает кудесить с доброй целью предупредить возможность порчи: берет из рук хозяйки поднесенный хлеб и соль, разламывает хлеб на кусочки, круто посыпает солью и разбрасывает по сторонам. Плюнувши три раза на восток, входит он в избу, осматривает все углы, дует в них и плюет, потом в одном сыплет рожь, в другом свою траву, в остальных двух золу: рожь против порчи, траву на здоровье молодых.
Оглядит пристально пол: не набросано ли желтого порошка — ведомого, опасного зелья; заглянет в печь: не кинуты ли на загнетку с угольями такие травы, от которых смрад дурманит у всех головы, а у иных баб вызывает рвоту (бывали случаи, когда поезжане из-за этого смрада покидали избу и свадьбу отсрочивали). Затем колдун выходит на двор и три раза обходит лошадей, назначенных для поезда под жениха и невесту. Заглядывает под хомут: не положил ли какой-нибудь недоброхот репейника или иных колючек. В избе обсыпает молодых рожью, заставляет проходить через разостланный под ноги черный полушубок и этим вконец изводит навеянную порчу.
Провожая до церкви, он на каждом перекрестке и под каждыми воротами (которые считаются самыми опасными местами) шепчет заклинанья. Из-под венца велит ехать другой дорогой. На свадебном пиру принимает первые чарки и напивается прежде всех до полного бесчувствия. Только тогда его увозят домой с выговоренными подарками, сверх денег: холстом и расшитыми в узор, но не в кресты полотенцами.
В лесных захолустьях еще живы рассказы о том, как целые свадебные поезда лихие люди оборачивали в волков, как один неприглашенный колдун высунул в окно голову и кричал ехавшему по селу поезду: "Дорога на лес!" — а колдун приглашенный отчуровывался своим словом: "Дорога на поле!" — и с соперником сделалось то, что у него выросли такие рога, что он не мог высвободить головы из окна, пока на обратном пути не простили его и не освободили. Другой раз под ноги передней лошади колдун бросил рукавицу на волчьем меху, и лошадь зафыркала, остановилась как вкопанная и задержала весь поезд, который должен совершить свой путь без помех и препятствий. Против всех этих козней колдунов придумано бесчисленное множество самых разнообразных, хотя и малодейственных, средств: тут и лук, и чеснок, и янтарь, и ладан, столь ненавистные чародеям, и крест, нашитый на головной платок невесте, и монета, положенная ей с наговором в чулки, и иголки без ушек, зашитые в подоле платья, и льняное семя, насыпанное в обувь. Все эти меры предосторожности обыкновенно составляют заботу свахи, хотя у колдуна, в свою очередь, припасен гороховый стручок о девяти горошинах — средство, перед которым ничто не устоит
Забавы русских колдунов
Австрийский этнограф Иоганнес Шультце в процессе изучения магических обрядов разных народов пришел к выводу о том, что колдуны-славяне не раз озадачивали непостижимым искусством «встраивания в себя вечной жизни». То есть за несколько часов до того, как перейти в мир иной, они волевыми усилиями отматывали время на годы назад. Погружались в него. И получали возможность активно жить там, стараясь, чтобы «дубль» не встретился с действующим «оригиналом». Дела лось это не только для того, чтобы продолжить служение добру. Достигалось самое настоящее личное бессмертие. Колдун, словно птица Феникс, сгорая дотла, воскресал вновь и вновь. До бесконечности. Окружающие, мягко говоря, оказывались в нелепом положении. Не мог ли понять, где иллюзия, где явь. Впрочем, обратимся к достоверным фактам, которых предостаточно в анналах русской старины.
1898 год. Тульская губерния. Зажиточное село Протасово. Учитель начальной школы Василий Филиппович Огородничий сильно занемог. Фельдшер Игнатий Парамонов, расписавшись в бессилии помочь, посоветовал обратиться к колдуну Мирону Грекову, успешно промышлявшему знахарством. Учитель совет принял. Греков, увидав его, задал вопрос странный:
- Согласен ли ты, любезный Василий Филиппович, чтобы я, мертвый, отвел смерть от тебя, живого?
- Делай, что хочешь, только помоги, - поспешно ответил Огородничий.
- Вот, пользуй сухие травки и питье, как в моей бумажке отмечено,- сказал колдун, вручая бутыль с густой жидкостью и кульки с пахучими травами.
Учитель, вернувшись домой, проделал все, как было сказано. Недели не прошло - выздоровел. Человек, добро помнящий, он купил нарядную рубаху, чтобы отблагодарить колдуна. По дороге к дому своего спасителя повстречал сельского батюшку, поинтересовавшегося, куда он путь держит. Огородничий не стал скрывать то, что на днях прибег к силам не божеским. Батюшка обомлел:
- Как же так. Уже сорок дней знахарь ваш в земле. Сам я его причащал и отпевал. Изба теперь пуста. Нет желающих селиться в нечистом месте. Ступайте. Убедитесь.
Закончилась эта история тем, что, расставшись с батюшкой, учитель вручил рубаху тому, кому она предназначалась: колдуну Грекову, поблагодарившему за подарок и пообещавшему «являться живьем, ежели мысленно вызвать». В том, что касается сильнейшего магического феномена, подобные жутковатые неверояти отнюдь не случайны. Скорее, закономерны. Как вам следующий поворот?Заготовитель китового жира и уса мещанин Николай Иноземов оставил в Вологде семью, подался на заработки ближе к Полярному кругу. Небольшой бревенчатый домик, где обосновался, был теплым, даже уютным. До тех пор пока в декабре 1879 года не забрел на огонек некий Лукашка Сивер, знаменитый чаровник и колдун. От скуки после ужина уселись в карты играть. Сивер раз за разом проигрывал, чему безмерно удивлялся. Ну, заготовитель и поддел его.
Мол, если хочешь, научу, как обставлять. Чаровник в крик: «Нечестно карты кладешь!» Сгреб тулуп, сбрую. И ходу. Обиделся, значит. Иноземов, рассудив, что на обиженных воду возят, прибавил фитилю керосину. За чтение принялся. Что такое? Бочка с солониной из угла своего, попрыгав, на стол перед чтецом плюхнулась. Заготовитель прикрикнул: «Брысь!» Бочка послушно на пол спрыгнула. И давай пританцовывать. А рядом выплясывают копченые окорока. Откуда взялись? Иноземов свинину отродясь не коптил. Сивер из тени появился, разъяснил: «Харчи - подарок. Я по глупости под лед провалился. До Прялки не доехал. С тобой поживу, как есть. Что хочу, то сделаю. Надолго останусь. Где гробы, там не по мне».
Иноземову что делать? Терпеть жильца, который не столовался с ним. Сидел в углу. Шептал на прибыль. Заготовитель разбогател. В Вологду вернулся. Колдун не отстал. В отстроенном каменном доме его зажил. Никто не подозревал, что ходячий мертвец он. Иноземов окороками занялся. Откуда они, лучшие в волости брались, не задумывался. Брались, и все. Когда Иноземов в 1904 году помер, Сивер тоже помер. Все часы, что в доме были, как их не чинили, не регулировали, опаздывали, будто сговорившись, когда на час, когда на три часа.
Иоганнес Шультце, путешествуя по России, в архивном ведомстве Ростова разжился копией донесения младшего волостного соглядатая Захара Чунина. В пересказе оно утратило бы колорит. Воспроизводим документ полностью: «Проделки степенного колдуна Ивашки Кузина лукавый оформляет. Меня Ивашка приглашал, чтобы глядел и дивился. Творил свое раньше, живым, и в году 1893, когда умер, в землице тлел. Умение его заключалось в отваживании от народа ядовитых змей-гадюк. Вот как. Вроде покойник, а заявился ожившим оборотнем на Змеиную горку. Никто шибко не испугался. Виделись уже и так и этак с ним. Воткнул колдун в муравьиную кочку оструганный пруток. Помолчал. Убрался к поляне. Гадюки поползли. Ползут и ползут. Уйма их. Сонные они. Колдун сызнова объявился. Три раза вокруг муравейника обошел. Прикончил змей. Облегчение, особливо детворе, вышло. Колдун после приходил, когда надобен. Частенько в Остапине бывал замечаем. Батюшка Иннокентий осмелился многажды молитвами прогонять его, чтобы народ не тревожил. От трудов этаких только церковь непригодною сделалась. Колокол сам собою названивает, лампады и свечи опрокидываются, иконы мироточат, просветлели.
К тому это, что колдун Ивашка Лукин, по разговорам, святой человек». Еретическую мысль о том, что русские колдуны в большинстве - «святой народец, по смерти живущий в разладе со временем», высказал, долгие годы проведший на северных поселениях, выпускник философского факультета Петербургского университета, революционер-анархист Дмитрий Максимовский. По его мнению, «когда для других с пользою колдуют, то по выбору находятся в двух временах или в одном, чтобы черпать силу у Великих людей, сделавших их бессмертными». Максимовский уточняет: «Великие люди - предки колдунов, тоже колдуны».