Главная | Кельтские божества - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Тароша  
Кельтские божества
ТарошаДата: Понедельник, 02.06.2008, 22:44 | Сообщение # 1
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Бригид: Пламя в вечности

Самым популярным божеством в языческом Возрождении стала ирландско-кельтская богиня Бригид – в американском неоязычестве порой почитаемая более чем боги греко-романского или египетского пантеона. Она, порой – Мать, порой – Дева - божество творчества, покровитель художников, целителей, поэтов и ремесленников.

Кельтских богов часто обьединяли в триады – видимо, для того, чтобы усилить их проявления. Ирландская литература пост-романского периода содержит множество упоминаний о Триадах Женских Божеств, часто идентифицируемых с материнством, плодородием, землей. Имя Бригид всегда ассоциировалось с числом 3 и тройным аспектом божественности.

Бригид – дочь Дагды, бога Познания, одного из вождей Племен Богини Дану. Согласно “Глоссарию Кормака” (X век) ,она была “богиней, чтимой поэтами”; у нее были две сестры, покровители целителей и кузнецов, и обе также носили имя Бригид. Всех троих знали под разными именами : Бригинда, Брид (англ.bride - “невеста”) , Бригиду, Бриганда. Ее называли “Благородной”, “Пламенем Неугасимым”, “Пламенем в Вечности”, “Матерью Мудрости”.

“Книга Завоеваний Ирландии” повествует о том, как Бригида стала женой Брейса и родила сына по имени Руадан. Фоморы приказали Руадану убить бога-кузнеца Гойбниу. И когда Бригид стала оплакивать мертвого Руадана – то был первый плач и первые стоны в землях Ирландии.

Пламя было одним из мощнейших атрибутов Бригид. Ее тройственность , таким образом, символизировала пламя в кузнечном горне, пламя жизни и исцеления, пламя божественного вдохновления.

Многие традиции называют пламя проявлением солнца, источника тепла и света.

Бригид была покровительницей filidhact, искусства бардов. У нее же герои, отправлявшиеся на поиски подвигов, искали защиты. Можно сказать, что богиня эта, у кельтов именовавшаяся Бригид, играла важнейшую роль в индоевропейском обществе.

Другим, не менее важным, символом была вода, почитавшаяся у всех кельтских народов. Многие культовые практики были связаны со священными родниками и колодцами Бригид. Вода из родника символизировала единение нижнего и верхнего мира – поднимаясь из темных глубин к свету небес. Горячие источники обьединяли в себе оба проявления Бригид – огонь и воду. Тем более, что во многих языках слово “колодец” часто ассоциировалось с волей незримых сил (ср.рус. “черпать из колодца вдохновения”, “кладезь мудрости”, “исчерпать что-либо”).

Бригид продолжали поклоняться и в эпоху христианства. Ранние упоминания Святой Бригиде, одной из покровительниц Ирландии, датируются 7ым веком – в монастыре Киллдара (“Дом Дуба”), находившемся на месте древнего святилища, где горел неугасимый огонь, регулярно проводились службы. Впрочем, в 1220 году архиепископ Дублина обьявил культ огня “языческим” и приказал потушить “огонь Бригиды”.

В гэльских общинах Шотландии ее знали под именем Святой Бригитты, покровительницы домашего очага, и в честь ее возжигали огни в лампадах. Ее называли “повитухой господней”, принявшей роды у Девы Марии.

Первый день февраля – он же, согласно индоевропейской традиции, первый день весны, кельтский Имволк (“из утробы”) и германский Оймелк (“молоко кормилицы”) , был праздником Бригиды и ее животных, быков по имени Феа и Феймеан, и Повелителя Кабанов Триата (валлийский Труйт).

В канун Имболка молодые девушки, одетые в белое, ходили по селениям с песнями, требуя от крестьян дары. Затем в поля несли фигурку божества, “бридог” – “маленькую Бригид”, украшенную лентами и узорами. У очагов прикрепляли “ройл-уйл брид”, “Путеводную Звезду Бригиды”. Кое-где празднующими предводительстовала девушка , считавшася воплощением Бригиды, одетая в белое, с короной на голове и “Крестом Бригид” в руках.

Пожилые женщины готовили “Ложе Бригиды”, наполняли корзину сухими листьями и ставили ее подле очага. После этого один их мужчин произносил молитву и приглашал Бригид провести ночь в его доме.

Люди верили, что в день праздника Бригид, благословляя каждый дом, путешествует по земле с молочно-белой коровой, которой многие оставляли приношения у крыльца.

С Бригидой связаны многие другие обычаи – например, обычай оставлять кусок ткани в ночь на Имволк у дверей дома, который после этого приобретал целебные свойства и назывался “брат вриде”, “плащом Бригид”. А в полночь многие девушки призывали ее, упрашивая поскорее найти им мужа.

Эти обычаи сохранились и в наши дни – как в отдаленых селениях, так и среди последователей неоязычества.

Бригид, великая и вечная Сила, что полыхает, подобно пламени, приносит надежду и вдохновление.

Тевтат

Тевт, производное от * teuta "племя", суть "Народа Бог" ("Volksgott") или "Племени Бог". В ирландском сказании часто встречается: "Я клянусь Богом, которым клянется мой род": tongu do dia toinges mo thuath (tuath <* teuta).
Лукан приравнивает Тевта к Марсу и Меркурию:
Известен Марс Тевтатский (Teutates) в Британии, Марс Тутатский (Toutates) в Штирии.

Однако, это еще не все: есть и Тевтан вариант - это Тевтанос (Teutanos), который появляется в Паннонии в нескольких важных надписях как титул Юпитера; итак Юпитер Тевтанос. Бог кельтского рода Eravisker (центральное место близ горы Геллерт около Будапешта). Toutio-rix "король рода" также является семантически равноценным, как характеризует Аполлона в Висбадене (целебные источники). Мы видим "родового Бога" под различными именами, как Юпитер, Меркурий, Марс, Аполлон.

Изображения кельтского Марса можно найти, прежде всего, в центре Галлии. Кельты почитали и знали его под многочисленными именами. Самые известные - это Смертриос (Smertrios), Тутатис (Tutatis), Сегомо (Segomo) - тот, который приносит победу (в южной Галлии) и Камулос (Camulos) - тот, который творит уловки: тактик.

Смертриос почитался в Галлии, и появляется часто как мужчина, который поднимает свою дубину против змеи. Корень его имени говорит о том, что тот Бог податель, распределитель. Возможно, как плодов земли, так и воинской добычи. Тутатис - это побочная форма известного имени Тевта и есть также великий отец народа. Любой родовой Бог мог получить такой титул. Он был по сказаниям первым предком галлов, а также законодателем, стражем, судьей и защитником. Имя может применяться одинаково как собирательное понятие для нескольких божеств.

Таранис
В кельтской мифологии Таранис был Богом грома, которому поклонялись в Галлии и Британии, он упомянут наряду с Езусом и Тевтом, римским поэтом Луканом. Им всем приносили человеческие жертвоприношения. Для Тараниса людей сжигали в деревянном чане.

Имя Таранис в гельских надписях, существует, в виде Taranucno-, Taranuo-, и Taraino-.
Восстановленная лексика прото-кельтского языка как установлено Университетом Уэльса предполагает, что имя, вероятно, в конечном счете, происходит из прото-кельтского *Toranos. Это прото-кельтское слово означает 'гром'.

Таранис - персонификация грома, часто идентифицируется с подобным божеством, найденным во многих индоевропейских мифологиях. Это и скандинавский Тор, и римский Юпитер, и хеттский Тархан, они содержат *tor-элемент. Другие имеют иную этимологию, например Перун, Индра.

Таранис воспринимается, как Бог защитник воинов, покровитель войны, прежде ему приносили в жертву человеческие головы, уже после только животных. Он одновременно приравнивается Юпитеру, и Зевсу, потому что метает молнии.
Символы Тараниса - это трискель, спираль и иногда колесо, что приближает его к Юпитеру. До сегодняшнего дня посвященные ему обычаи сохранились в виде битья стекол или спуска горящих колес. В Вите святого Винцента Агенского (4 век) обычай такой осуждается и обвиняется в наивысшей мере, ибо по команде демона собирается эта "безбожная масса язычников", чтобы спустить горящее колесо до реки. Этот ритуал имел смысл, чтобы небесный огонь должен был оплодотворить земные воды.
Таранис - господин высоких небес, который оплодотворяет землю посредством молний. Но, тем не менее, в нем не отражается архетип Бога создателя, так как земля рождает только тогда, когда супруга Ригани вступает в коитус с Езусом/Цернунносом.

Огма

Иной гранью кельтского Марса в легендах является Огма, который представляет Бога красноречия. Лукан описывал Огма: "Кельты называют Геракла на своём языке Ogmios, но они максимально странно изображают этого Бога: они представляют его именно в качестве старого мужчины, который уже подходит к концу своей жизни. Голова его лыса, только немного белых волос осталось на ней, морщины покрывают его кожу, которая сожжена как у старых моряков. Он более похож на Харона или на Яфета, чем на Геракла, хотя он так одет внешне как он: он накинул себе именно львиную шкуру, у него есть дубина и лук в правой руке и на спине колчан стрел …

Удивительнее всего, чтобы этот старый Геракл ведёт большую толпу мужчин с собой, прикованных на изящные цепи из золота или янтаря, прекрасные ожерелья похожие на его. Хоть цепи этих мужчин настолько легки, что они могли бы убежать без трудности, но они делают этого, а следуют за своим путеводителем весело и полны хвалебных речей".
Лукан говорит дальше, что все эти люди привязаны к кончику языка Бога и ведомы именно его языком. Так как греки имели абсолютно другую систему мира, заявление галла очень полезно: " В противоположность вам грекам, мы связываем кельтское красноречие не с Гермесом, а с Гераклом, так как Геракл гораздо сильнее, чем Гермес. Ты не должен удивляться тому, что Геракл представляется в качестве старого мужчины, так как если поэтам можно верить, сила речи более проявляется на старости лет... По моему мнению, его стрелы были острой, резкой и молниеносной речью, которая повергала души его противников. Вы сами говорите, что слова обладают крыльями".
Кельтские эпосы рассказывают больше о внутренних дискуссиях, чем о сражениях. Соседние страны как Италия или Сицилия ценили и уважали кельтское искусство красноречия.
Таким образом, ясно, почему римляне пугались орд галлов. Галлы обычно приветствовали врагов с шумом и дикими песнями. Поистине, сила голоса для кельтов имела магический характер, она могла "сковывать" людей, как по описанию Геракла.
Сегодня герой Огма, вождь Туата де Даннан считается воином, так и создателем "Огама" - письма.
Слово Ogme, которое не состоит ни в каком родстве со словом Ogam, означает "дорогу". Огма суть вождь, подобный Гераклу и дополняет своими воинскими качествами короля Нуада. Они представляют собой зависимых друг от друга друида и короля: один не может существовать без другого.

Езус

Этот Бог упоминается римским поэтом I в. н.э. Луканом в поэме "Фарсалия", как один из тех, кого “успокаивают ужасной кровью в его диких святилищах". В жертву ему вешали на дереве, возможно, наносили удары, чтобы он истекал кровью. Подобное “висельничество” наводит на мысли для некоторого сравнения с Вотаном (Одином).

Его римское соответствие так же не столь определенно, как и у Тараниса. Он стал для некоторых Марсом, для других Меркурием.
Езус входит в святую триаду наравне с Таранисом и Тевтом. Значение слова Esus имеет индоевропейские корни и означает, как "добрый господин ", так и "мастер ужаса".
На иллюстрациях это бородатый, простоволосый, полуголый атлетический мужчина, который колет ветви Древа. Возможная интерпретация символов сиих может быть следующей: топор как элемент воли, отсекающий отмершее в человеке, обществе, мире, чтобы то не мешало росту Древа. Его действия суть акт победы над так называемым реальным Злом, а именно тем, что мешает росту, и его действия отнюдь не ужасны, они суть “зло”, “смерть”.
Его символы: Древо Мировое, Спираль. В до-римских изображениях триад Езус - Бог с листьями омелы. Вероятно, он является древней ипостасью великого Бога Тевта.

Гвин ап Нудд

Валлийский Гвин (Gwynn) или Гвин ап Нудд (Gwynn ap Nudd) - властитель Аннона, Потустороннего Мира. Он сын Нудда, который никто иной как Бели, т.е. супруг богини Дон. Известно, что сама Богиня Дон - та же самая Богиня, что и Дану, Мать Богов клана Туата де Даннан. Однако сам Нудд занимает в мифологии валлийцев более скромное место, чем его сын. Гвин ап Нудд пережил в мифах и легендах чуть ли не всех своих божественных родичей.

"Gwyn" в переводе означает "прекрасный, белый, яркий" и значит почти тоже самое, что ирландское слово "fionn". Некоторые исследователи находят сходство между Гвином ап Нуддом и Финном Мак Кумаллом. Оба они сыновья Небесного Бога, оба прославились как великие охотники. Гвин же обладает более сакральным статусом, ибо он повелевает людьми. В одной из ранних валлийских поэм он предстаёт Богом Войны и Смерти, в этом качестве выполняет роль судьи над душами, провожатого убитых в Аннон, где безраздельно правит ими. В поздних, христианизированных преданиях говорится, что его Гвин ап Нудда Бог поставил повелевать демонами в Анноне, чтобы они не губили род людской. Он считался королём охотников Уэльса и Западной Англии, и это его спутников иной раз можно было слышать по ночам, когда они охотились в пустынных и глухих местах.

В своей архаичной ипостаси он представлен в поэме из Чёрной Кармартенской Книги как Бог Войны и Смерти. Здесь он выступает как древний бриттский Великий Охотник, охотящийся не за оленями, а за человеческими душами, носясь на демоническом скакуне, вместе со сворой псов из глубин Аннона, преследуя добычу, которой не суждено спастись. Он заранее знал, где и когда суждено погибнуть великим воинам:

Я оказался там, где умер Гвендолей,
Сын Кейдава, столп славных песен,
Чуть вороны закаркали над кровью.

Я оказался там, где умер Бран,
Ивериаддов сын, покрытый славой,
Чуть вороны закаркали над трупом.

Успел я и туда, где пал Ллахей,
Артуров сын, воспетый в сагах,
Едва лишь ворон прокричал над кровью.

Поспел я и туда, где был сражён сам Мейриг,
Сын Каррейана, достославный муж,
Едва ли вороны на труп слетелись.

И там я побывал, где умер Гваллаг,
Сын Кохолета именитый,
Соперник Ллогира, Ллейнгавова сынка.

И там я был, где пали бритты славные
С востока и из северных краёв:
Я провожал их до могилы.

О, я был там, где пали бритты славные
С востока и из северных краёв:
И вот я жив, они ж лежат в могиле!

Гвин забирает их души и ведёт в Аннон или на "туманные вершины гор" (по преданию это излюбленное его пристанище, как и вершины холмов). Облик Гвина в поэме кровав, под стать хозяину и животные:

Мой крутобокий конь - гроза сраженья;
...
Мой славный крутобокий пёс,
Тебе не сыщешь равных в целом свете;
Недаром ты Дормах (Дверь Смерти), пёс Мелгуина.

Всё же Гвин ап Нудд не на столь мрачен, он называет себя возлюбленным Крейддилад:

Зовусь я чародеем, сыном - Нудда;
Возлюбленный Крейддилад, дщери Ллуда.

Гвин каждые календы января бился с Гуитиром, сыном Грейдаула из-за "самой прекрасной девой трех Островов Могущества и трех прилегающих островов ". Гвин отличался особой жестокостью - он убил одного из пленников, которого звали Нейтон, вырвал у него сердце, и заставил Килледира съесть сердце своего собственного отца, тем самым он решился рассудка. Изначально Гвин и Гуитир похищали Крейддилад друг у друга, до тех пор пока их спор не был представлен Артуру, и тот решил, что Крейддилад следует отослать обратно к её отцу, а Гвин и Гуитир "должны отныне и вплоть до Судного дня сражаться за неё каждый год, первого мая, и тот из них, кто окажется победителем, получит деву в жёны". Подобный мотив представлен во многих индоевропейских традициях, когда Богиня одну половину года пребывает в Подземном Мире (Осень и Зима). А Гвин и Гуитир - Силы Тьмы и Света, бьющиеся за Богиню.

Так же примечателен Гвин в образе Великого Охотника со своей Дикой Охотой в празднество Калан Гаэф (начало Зимы), он архетипично схож со скандинавским Одином и его Wildes Heer. Шесть ночей Калан Гаэф - страшное для людей время: распахнуты Врата Аннона, ворочается Адданк змей Бездны [1], раскрываются Сиды Дивного Народа, кладбища и могилы наполняются жизнью, это время страха, которого не стыдятся даже храбрецы. Сам же день Калан Гаэф не принадлежит ни году, ни времени, он вне времени, его называют "Не-день". Из северных гор, из сердца лесов Калледона и Годдеу, из скалистого ущелья, которое люди зовут Котлом Кернунна, из Бездны, под пологом туманов, под рыдающий вопль, от которого сердца мужчин теряют силу, женщины выкидывают плод, сыновья и дочери теряют чувства, а все звери лесные, земные и морские становятся бесплодными - начинается Дикая Охота:

Агатово-чёрен мрак, наги и бледны дерева, и холмы темны.
Я слышал тот вопль, что и ныне таится в рыданье морской волны.

__________________________________________________

[1] - Змей, опоясывающий мир, пожирающий свой собственный хвост, где он только ему попадается. Пожирая себя, убивает он себя и затем, извергая себя, сам себя порождает. Адданк - беспощадный круг обновления.

Дану

Дану - древняя Богиня, жена Бога Солнца Беленуса, давшая имя целому клану Богов - Туата де Даннан (иpл. Tuatha De Danann). Обычно этот термин переводят как племя Богини Дану. Туата - народ в масштабе расы. Корень "Туата" также означает Север. В мифах ирландских кельтов Север считается источником Силы, именно оттуда, с Островов Севера пришла Дану со своей расой. Распространённая ассоциация с Дану - ремёсла, искусство. Именно на Севере раса постигала магические искусства.

Другие варианты её имени - Ану или Ана (ирл. "anae" означает богатство, процветание; также есть некое сходство с Анноном - потусторонний мир кельтов); они увековечены в названии двух известных горных вершин Мюнстера, которые в древности именовались "Груди Аны" (Da Chich Anann). Датские Холмы (Dane Hills) в Лестершире также названы в её честь и этой местности, возможно главного центра её культа, где память о ней по-прежнему жива в виде Чёрной Аннис (Black Annis). Христиане очернили имя Богини, Чёрная Аннис - старуха, пожирающая маленьких детей. На самом же деле она госпожа Весны и Воды, а следовательно Колодцев Св. Анны, которые сегодня распространены по всей Британии.

Когда осуществлялся перевод древних ирландских текстов, возникла путаница между фигурами Дану и Ану, они обе были внесены как "мать ирландских богов". На самом же деле нет никакого текстового подтверждения этому, в Книге Завоеваний Ирландии Дану фигурирует не как мать всех богов, но как мать трёх богов Туата де Даннан: Бран, Иухар и Иухарба.

Ану почиталась как матерь всего живого; "она привыкла заботиться обо всех богах", - пишет анонимный автор комментариев (IX в.) к "Словарю" ирландских богов Кормака, где он её именует "благодетельная Ана", как эквивалент Buan-ann (добрая мать). У Кормака Ана образует троицу с Махой и Бадб. В различных редакциях то Маха идентифицируется с Морриган, то Ана с Морриган. Однако существуют различия между ними, и Ана всё же считается Матерью Богов.

Можно считать, что Ана была Матерью Туата де Даннан, Дану - уже более позднее наслоение. Она независимая Богиня, на которой должен жениться Король, чтобы получить Священную Власть. В легендах о короле Артуре она как волшебница Аннона заключает Артура в Опасном Лесу.

Более поздняя её форма это Айна Клай как дочь Мананна мак Лира и Богиня-хранительница Мюнстера. Подобно Ану она также связана с горой Мюнстера, Кнок Айн, подобно Бригите связана с поэзией.

В валлийской традиции Ану или Анна несёт имя Дон (Don), где она выступает как жена или мать Бели (таким образом, она мать уэльских богов), от которого вели свою родословную валлийские исторические династии.

В целом Дану/Ану можно считать неким архетипом Матери, поэтому у неё существует такое множество Ликов, как Морриган, Маха, Бадб, Рианнон, Эпона.

Цернуннос
В Священном Центре, Роще всех Миров, он сидит в основании древнего Дуба, скрестив ноги. В состоянии транса, у входа, соединяя три мира: Земля, Море и Небо и миры за этими мирами, Бог и Мировое Древо есть Одно, он огромен, простираясь в глубокое небо и бесконечный космос. Его массивный ствол, хребет Среднего Мира есть сердце Древнего Леса, вокруг которого вся Жизнь, вращающая все Миры. Его безграничная сеть корней глубоко проникает в секреты земли и Подземного Мира. Над ним свершают извечное коловращение Солнце, Луна и Звёзды. Всё вокруг него лишь нежное падение листьев в мелодичном, поющем воздухе. Всюду пульсирующая и мерцающая Зелень, купающаяся в золоте искрящегося тумана. Мягкий мох покрывает чёрную, сырую, бездонную почву. У его ног большой Котёл, который рождает Пять Потоков Рек. Сквозь молчащий и неподвижный лес, они идут, шепча крыльям и тайной скользя, шелестом листьев, тихим шагом Первопредков, Старейшие Животные собираются вокруг Него: Ворон, Хранитель Врат; Олень Семи Рогов, Хранитель Времени; Древняя Сова, Старуха Ночи; Орёл, Владыка Воздуха, Око Солнца; и Лосось, Старейший из Них, Мудрейший из Мудрых. Он приветствует и благословляет их, и они чтят Его, Цернунноса, чья кожа цвета лесного ореха, чьи вьющиеся волосы прекрасно блестят. Бог, чьи глаза - отблеск огня звёзд, плоть его - вместилище древних вод, он хранитель Тайны, изначальной и первобытной. Он носит корону рогов, сплетённых с плющом, возжигающим зелёный пожар. В правой руке Торг из золота, символ благородства и священного обязательства. В левой руке его Рогатая Змея - символ сексуальной сакральной власти над Богиней. Цернуннос в Своём Древнем Лесу, в Священном Храме, Святой Роще, Цернуннос и Его Дети - грёзы Миров.

Цернуннос, Бог Природы и Изобилия, явлен во множестве форм и известен в разнообразных ликах во множестве культур. Его кельтские аспекты: Рогатое Божество и Зелёный Человек, Страж Зелёного Мира. На скалах, на камнях, на земле - всюду был его лик, Шамана Охоты. Люди общались с ним, чтобы получать его силу и силу его детей, животных, рисуя их на теле, надевая шкуры, танцуя. И Цернуннос и его колдовство были до людей... он есть само разнообразие жизни, ярость и часть эволюции. Но он древнее... Он старейший из Древних, рождённый Богиней, Матерью Всего, Ану, инициатор нерушимого Круга Жизни.

Цернуннос, как Рогатый Бог, Владыка Животных изображается подобно человеку или получеловеку с оленьей головой. Хотя он и похож на человека, но его энергия и действия не являются человеческими. Он защитник животных, выражение закона охоты и урожая. Также он - тёмное бессознательное, природные животные инстинкты, Цернуннос - любое дерево или весь лес, Бог растительности в своём аспекте Зелёного Человека, Страже Зелёного Мира. Его рога символизируют верхушки деревьев леса и звериную натуру. Его мудрость в том, что старое должно умереть, чтобы уступить дорогу новому - Жертвенная Охота. В аспекте Подземного мира Цернуннос - Тёмный Человек, Бог, который живёт в доме под Холмом. Он тот, кто успокаивает и поёт мёртвым песни. Цернуннос глава Дикой Охоты.

Пан, Сатир греков - иной аспект Рогатого Бога. Пан - гордое празднование мощи высвобождения мужской эротической энергии в её чистой форме. Он часто изображается игривым и хитрым, но он также выражает тёмную, опасную сторону Природы. Паника и ужас, часто связанные с Паном, не связаны с человеческим насилием, а с Жизнью и Смертью естественного мира. В этой ипостаси его имя "Всепожирающий". Однако, Пан как Защитник дикой природы и как Бог, склонный к припадкам безумия и насилия, может вызвать подобное у тех, кто угрожает его владениям. Цернуннос упоминается Шекспиром как демон и стражник Виндзорского леса.

Весной и летом Цернуннос - Зелёный Человек, светлая половина года и как Тёмный, Тёмный Бог осенью и зимой. Он появляется весной как молодой Сын, дитя Богини, воплощение надежд, растущий, зелёный мир. Летом он Зелёный человек - яркая, пульсирующая сущность жизни, супруг Богини. Осенью он - Рогатый Бог, тот, которым пожертвуют. Он начинает своё нисхождение в Подземный мир, возвращаясь к Земле, от которой был рождён, и семена света от распавшегося тела родят новое Солнце.

Поминая Цернунноса, нельзя не вспомнить Ану или Донну, Мать Всё породившую. Подобной ей Цернуннос - Изначалие или Сила, которая существовала до времён и приходи Светлых Богов. Вместе они - Первомать и Первоотец. Безграничная и неизбывная его энергия проявляется в её форму в каждом аспекте жизни. Как Бог Танца он присутствует в миллиардах бесконечно малых движений, которые составляют хаотический Танец Жизни, Танец Создания и Разрушения.

Глаза раскосые и лучистые
Льются зелёным сумраком
По мхам мягким испуганным
Постель солнца искристого
Тропы неведомые сокрытые
Ведут рощами тайными
Прямо к пропавшей юности
Криками филина льдистыми
Зовёт ветрами быстрыми
Войти в молодость леса
Коснуться рогов руками
Юности мира древнего
Бога великого нестареющего
Свыше самых высоких сосен
Самых тёмных елей краше
Увидеть в зелёном обличье
Сквозь дали юности чистой
Травы на рогах узорами
Глаза в зелёным сумраке
С мощью природной вечности

Морриган

Морриган (Morrigan) - архетип кельтской Богини Войны, она одна из множества ликов Богини-воительницы. Она являет себя также в троичном лике вместе с Бадб (Badb) - "Стервятник" и Нимэйн (Nemain) - "Безумие". В ирландском оригинале её имя звучит как "mor rigain", что означает "великая королева". На латыни "mor" - "смерть", Богиня имеет власть над Судьбой, решая вопрос смерти на поле битвы. Доктор Стоукс находит связь частицы "mor" с именем клана-противника Туата де Даннан - Фоморами (Fomorians), и трактует имя Богини, как "королева кошмара". При Маг-Туиред она вместе с сёстрами довершила разгром над Фоморами и на самых высоких горах Ирландии вместе с Бадб провозгласила победу волшебным холмам, устьям рек и могучим водам. В ипостаси Бадб она исполнила песню:

Мир воцарился на небе;
Небо нисходит на землю;
Земля простёрта под небом,
И всё исполнено сил...

Затем она произнесла пророчество зла, что наступит конец времен, уйдут Боги и наступит новая эпоха. Летом перестанут расцветать цветы, коровы не будут давать молока, женщины потеряют стыд, мужчины сделаются слабыми и дряхлыми. Это настанет, когда на деревьях перестанут расти плоды, а в море не будет рыбы, когда старики будут давать глупые советы, а законники станут издавать несправедливые законы, когда воины начнут предавать друг друга, все люди сделаются ворами и лжецами, на земле не останется больше ни чести, ни добродетели: "Не увижу я света, что мил мне. Весна без цветов, Скотина без молока, Женщины без стыда, Мужи без отваги, Пленники без короля, Леса без желудей, Море бесплодное, Лживый суд старцев, Неправые речи брегонов, Станет каждый предателем, Каждый мальчик грабителем, Сын возляжет на ложе отца, Зятем другого тогда станет каждый, Дурные времена, Сын обманет отца, Дочь обманет мать".

Видимо, что изначально Богини Войны были связаны с изобилием, плодородием, но с растущими воинскими тенденциями у кельтов, их функции изменились. Количество Богинь обращает наше внимание на троичность Матери-Богини. Аспект плодородия и изобилия играл огромную роль в культуре кельтов, с этими качествами ассоциировались многие Богини, считавшиеся божественными воплощениями Матери-Земли и именовавшиеся матронами (Matres) в Галии и Рейнланде (Германия).

Матроны, Богини Изобилия не были свойственны Ирландии, но утроение таких Богинь, как Морриган, Бригита, тот факт, что Ану, Дану и Буанан называют "матерями", говорит о том, что они всё-таки были известны ирландцам. Об этом говорят и более поздние легенды, говорящие о белых женщинах, которые помогают в прядении, или трёх ведьмах, которые имеют власть над природой. Они упоминаются как "Сид Белых Женщин", которые помогают в борьбе, излечивают раны. Богини Плодородия и Изобилия обычно выступают и в качестве Богинь Любви. "Белые Женщины" из Сида, подобно феям, предлагают свою любовь смертным. Когда Милесиане (Milesians) вторглись в Ирландию, три короля Туата де Даннан имели жён, которые звались Эриу (Eire), Банба (Banba) и Фотла (Fotla). Они выражали ту самую троичность, эти три жены опекали землю Ирландии. От имени Эриу возникло древнее название Ирландии - Эрин, Эйре.

Душу Морриган полнила не только Война и Смерть, она могла и любить, её сердце пленил, поразив своим мужеством, полубог, герой Кухулин (сын Луга). Однажды уснувшего Кухулина разбудил оглушительный вопль, донесшийся с севера. Это была женщина на колеснице, в которую был впряжён красный конь. У этой странной женщины были красные веки и брови, на ней красовались богатые красные одежды и длинный огненно-красный плащ. В руке она держала огромное серое копьё. Она призналась ему в любви, что она всегда помогала в его подвигах, и будет помогать и впредь, на что Кухулин возразил, что не нуждается в помощи женщины. Морриган пообещала, что теперь раз он отвергает её любовь, он заслуживает её вражды и ненависти, что она будет всячески мешать ему и соперники получат преимущество над ним. Кухулин в гневе выхватил меч, но увидел пред собой ворону, сидевшую на ветке. Лишь тогда он осознал, кто перед ним был. В одной из битв Морриган в образе тёлки, угря и волка пыталась помешать ему в сражении, но он сломал тёлке ногу, раздавил угря и выколол волку глаз. Затем она появилась перед ним в образе старухи и попросила исцелить её раны, ибо только он мог это сделать. Кухулин в самом деле залечил раны, после чего они подружились и она вновь стала ему помогать как прежде.

Морриган также предрекала Кухулину смерть в своих образах: Прачка у Брода, стирающая одежду и омывающая одежды воина - знак скорой смерти; после он нарушил свой гейс, съёв мясо собаки. Его накормили три старухи-ведьмы (та самая троичность Богини), укоряя и стыдя его, что он ест только за столами богачей, а гостеприимством бедных пренебрегает - Морриган, как женщина, а тем более и Богиня, видимо не забыла того, что Кухулин отверг её любовь. И после своего последнего боя, когда агония была столь сильна, и приближение смерти было неотвратимым, он выбрал стоячий камень и привязал себя к нему ремнём, чтобы умереть стоя, подобно герою. И как только "сияние славы" замерло на его лице, и оно стало бледным, как "свежий снег, выпавший с вечера", на плечо героя опустился ворон - Морриган взяла своё.

Морриган посвящены тройные змеиные спирали, которые находятся в ирландских мегалитах, они также встречаются на алтарях, вазах, кулонах. Знак этот есть ничто иное, как тройной источник власти, связь между жизнью и смертью. Её круги есть суть преобразования, регенерации, обновления между смертью и жизнью.

 
ТарошаДата: Понедельник, 02.06.2008, 22:45 | Сообщение # 2
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Ирландская Бригита и галльская Бригантия
В первой половине VII в. в долине реки Лиффи, протекающей на востоке Ирландии, в Лейнстере, возник монастырь Cell Dara 'дубовая церковь' (совр. Kildare), одна часть которого была женской, другая - мужской. Как полагается по традиции, под алтарем находились останки основательницы монастыря Бригиты, самой почитаемой святой в Ирландии и Шотландии, умершей в 524 г. В середине VII в. монастырская община обратилась к некому Когитосу (лат. Cogitosus) с просьбой написать житие основательницы. Житие, написанное Когитосом, представляет собой набор чудесных историй, за ним не стоит сколько-нибудь серьезная историческая традиция, как в случае с житиями св. Патрика и св. Колума Килле (Coluim Chille). Когитос, по-видимому, использовал рассказы, бытовавшие в среде монастырской братии. В то же время текст Когитоса содержит структурные элементы, присущие древнеирландским сагам. Бригита- одна из тех ирландских святых, чья связь с языческим божеством практически не подвергается сомнению. Историчность Бригиты затемнена сходством с языческой богиней, общекельтской Бригантией. О языческой богине осталось мало сведений, многие ее черты реконструируются на основе того, что известно о св. Бригите из христианской литературы и фольклора. Получается замкнутый круг: о языческой богине мы судим по жизнеописаниям святой и, наоборот, о святой - по чертам, приписываемым языческой богине. Поэтому будет оправданным небольшой экскурс в ирландскую житийную литературу. До нас дошли три жития св. Бригиты, сохранившиеся в большом количестве рукописей и вариантах. Два жития написаны на латинском языке, которые принято называть Vita I, или Vita Prima, и Vita П. Третье житие написано на древнеирландском - Vita III, или Bethu Brigde (BB). Все эти тексты имеют сложную рукописную традицию. Первое житие (Vita I) было написано между 650 и 725 гг. Эта датировка основана на следующем фрагменте:

"...Ответила Бригита: в городе Риме, возле тел Петра и Павла, слышала мессы и очень захотелось мне, чтобы эти чины и все правила были бы перенесены из Рима. Тогда отправила Бригита ученых мужей и принесли они мессы и правила

Это сообщение рассматривается как первое упоминание о служении папской литургии к северу от Альп. Первое житие, по мнению медиевистов, не является самым древним. По своему стилю и трактуемым темам оно типично для ирландской житийной литературы VIII и последующих веков. Второе житие (Vita II), меньшее по объему, является одним из четырех произведений житийной литературы VII в., которые имеют автора [1]. Автором второго латинского жития Бригиты был упоминавшийся уже Когитос. Vita I в большой степени зависит от текста Когитоса. Дошедший до нас текст Vita I представляет собой компиляцию начала IX в., которая основывается на сочинении Когитоса и неизвестном тексте, легшим в основу ирландского жития Бригиты. Протограф ирландского жития по языковым признакам датируется началом VIII в.; возможно, частично этот текст был переведен с латыни.

Когда создавались первые версии жития Бригиты, в ирландской словесности жанр жизнеописания христианских святых еще только складывался, и сколько-нибудь устоявшиеся правила построения такого рода текстов отсутствовали. В таких условиях составители жизнеописаний святых обращались к сагам, хорошо им известному традиционному жанру ирландской словесности. Саги, действительно, давали некую модель, поскольку в них довольно хорошо были разработаны темы прославления героя и описания его подвигов (чудес). Этой модели и следовал Когитос (и другие авторы житийной литературы). Понятно, что деяния св. Бригиты надлежало излагать сообразно христианскому пониманию святости, поэтому каких-нибудь явных заимствований из языческих текстов нет. Получался своеобразный синтез старой формы и нового, христианского содержания.

Бригита- незаконная дочь аристократа и рабыни, рожденная утром, на восходе солнца, на пороге дома. Генеалогия выдержана вполне в христианском духе, а рождение следует старой схеме - порог дома и восход солнца явно воспринимались древнеирландской аудиторией как приуроченность к лиминальным зонам: порог- граница между освоенным и неосвоенным мирами, восход солнца - временная граница. Сочетание этих локусов было многообещающим, предвещало необычную судьбу. Друид, получивший при рождении Бригиты знамения, принимает участие в ее воспитании, сознавая при этом свою принадлежность к ложной вере:

Когда пришло время отнимать ее от груди, друид стал беспокоиться. Однажды он дал ей немного поесть, и ее вырвало... "Я знаю,- сказал друид, - что беспокоит девочку: это то, что я нечист (immundus)". Тогда была назначена для ее содержания белая корова с красными ушами и была [девочка] здорова.

Белая корова с красными ушами в ирландской традиции - признак принадлежности к иному миру. Родилась Бригита в доме друида и, согласно ирландским обычаям, отправлена на воспитание в другую провинцию, в Мунстер. Бригита прославляется не только своими чудесами, но и своей добротой и милосердием: она раздает еду бедным, исцеляет больных, никому не отказывая в помощи. Некоторые сюжеты, очевидно, являются вариациями евангельских сюжетов. Так, история с превращением воды в молоко явно следует схеме евангельского рассказа о чуде в Кане Галилейской:

Бригита позвала другую девушку и сказала: "Принеси мою кружку, из которой я пила, полную воды. Но так, чтобы никто не видел". Когда та принесла кружку, она благословила ее и вода в ней стала свежим парным молоком, а девушка тотчас полностью выздоровела, как только его отведала. Так одновременно свершилось два чуда - вода была обращена в молоко и больная исцелилась.

В руках Бригиты мясо, масло, угощение для гостей практически не иссякает, еды и питья хватает на всех. Эти сюжеты перекликаются с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, с одной стороны, и со свойствами языческой богини плодородия. Чтобы молока хватило всем гостям, ее коровы доятся три раза в день. Но главный ее талант - пивоварение:

Это произошло перед Пасхой: "Что нам делать? - спросила Бригита у своих девушек. - У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов". Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. "Хорошо. Давайте готовить". Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки, и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригиты.

Эта широта и щедрость- от богини плодородия. Чудеса св. Бригиты можно истолковать и как деяния кельтской Богини-матери. Существенными чертами св. Бригиты, унаследованными от языческой богини являются, по мнению Дж. Кении, следующие:

- родилась на восходе солнца;

- омыта в молоке;

- ее дыхание оживляет мертвых;

- дом, в котором она останавливается, загорается;

- коровий навоз загорается перед ней;

- масло льется ей на голову;

- она питается молоком белой коровы с красными ушами;

- огненный столб подымается над ее головой;

- солнечные лучи поддерживают ее платье;

- она остается девой.

Едва ли можно считать "прототипом" св. Бригиты героиню ирландских саг царицу Медб. Это сближение основано целиком на произвольном отождествлении.

Медб в ирландской мифологии - богиня верховной власти, олицетворение земли, с которой царь вступает в символический брак. В саге о Ниалле Девяти Заложников она появляется у источника в образе старухи. Когда Ниалл, нуждающийся в воде, соглашается сойтись с ней, она превращается в прекрасную деву, дающую ему царство. В житиях красота св. Бригиты не отрицается, но когда ее сводный брат упрекает ее в отказе выйти замуж, она вырывает у себя глаз: делая себя уродливой, она демонстрирует намерение принадлежать церкви. Затем, когда союз с Богом таким образом утвержден, она исцеляет свой глаз в источнике. Но Бригита не подчиняет своей власти героя, как Медб, она сама герой, но герой христианский, доказывающий свою веру и отдающий себя Богу. В христианском контексте мотив умышленного нанесения себе физического ущерба имеет другие коннотации: испортив свою красоту, Бригита удаляет от себя соблазн плотского греха.

В ирландской мифологии союз с богиней часто символизируется угощением напитком: имя Medb означает "опьяняющая", т.е. та, которая дает напиток царю. Пивоварение Бригиты приобретает другой оттенок: она готовит опьяняющий напиток в Пасху, когда возобновляется союз с Богом, утверждается вера. Как и вино в Кане, ее пасхальное пиво служит знаком гостеприимства и доброты. Эти фрагменты жития могут служить образчиком, как складывалась новая традиция.

Умершая в 524 г. св. Бригита со временем стала одной из самых почитаемых святых в Ирландии и Шотландии. Упоминавшийся уже монастырь Cill Dare (букв, 'дубовая церковь'; совр. Kildare) располагался на месте старого языческого святилища. Связи Бригиты с языческой богиней Brigit этим не исчерпываются.

Христианская святая унаследовала и дату праздника начала весны, посвященного языческой предшественнице, - 1 февраля, носившего название Imbolc, которое толкуется иногда как сложение усилительного префикса imb- (букв, 'вокруг') и производного от глагола folgaid 'мыть', т.е. что-то вроде 'омовение', а иногда как сложение того же префикса с bolg 'набухание'. Первое представляется более соответствующим характеру праздника во время которого производилось ритуальное омовение рук, ног и головы.

Другим его названием было omelc, которое со времен древнеирландского филолога, царя и филида Кормака объясняется как композит oi 'овца' и melc 'молоко'.

Функционально св.Бригита была связана с плодородием, охраной посевов и скота, ее призывали в помощь при родах, она обеспечивала благоприятную погоду. Языческая богиня Бригита (др.-ирл. Brigit) была охранительницей домашних животных: в "Книге взятия Ирландии" говорится о том, что она владела двумя замечательными быками; с плодородием был связан упомянутый праздник, приуроченный к началу лактации у овец. Большинство дошедших до нас материалов о Бригите-богине претерпело различные метаморфозы. В частности, вполне оправдано предположение, что в саге "Вторая битва при Маг Туред" Бригита оказывается женой царя Бреса в результате "упорядочивания" родственных отношений между персонажами, входящими в состав Народа богини Дану, компиляторами средневековых генеалогий и псевдоисторических трактатов. Едва ли есть основания говорить о едином и строго канонизированном образе Бригиты и в более древние времена. Как неоднократно было показано историками и археологами, характер культа и иконография кельтских богов на континенте и на островах часто имела серьезные локальные различия. Поэтому, если ставить себе задачей реконструировать историю и/или происхождение Бригиты, то следует быть готовым к тому, что в результате мы не получим какую-то одну "пра-Бригиту", но, скорее всего, несколько схожих (функционально и иконографически) персонажей или, что тоже возможно, некий набор функциональных характеристик и некую совокупность лексем, их обозначающих.

Вернемся в ирландской Бригите. В Глоссарии Кормака она представлена в трех ипостасях:

"Бригит, т. е. поэтесса дочь Дагды. И эта Бригит - женщина мудрости, т. е. богиня, которую обожают поэты. Вот почему ее зовут богиней поэтов. Ее покровительство очень велико и очень великолепно. Ее сестрами были Бригит-целительница и Бригит кузнечного дела, дочери Дагды...".

Троичность богов у кельтов хорошо известна. О мужских персонажах, выступающих в трех ипостасях, в свое время писал Ж. Вандриес. Для женской части кельтского пантеона троичность не менее характерна; ограничимся упоминаем трех Max. В случае с Махой все три персонажа носят одно имя, но в то же время Маха входит в триаду "взаимозаменяемых" богинь войны с Бадб и Морриган. Триады, насколько можно судить, представляют собой более поздний этап организации кельтского пантеона по сравнению с многочисленными культами локальных Богинь-Матерей, засвидетельстванными в Галлии.

С формальной точки зрения теоним Brigit может быть возведен к *bhrghnti 'высокая, возвеличенная', от и.-е. *bhergh- 'высокий, гора' ; в ведийском ей соответствует brhati 'высокая, величественная', эпитет богинь. В Авесте barazant-, ж.р. bdrazanti 'высокий, -ая' также употребляются в качестве эпитетов к богам. Реконструируемая форма *bhrghnti имеет точное соответствие в германском ономастиконе - Burgwd, Burgundiones и Pwgunt. В галло-бриттских надписях римского времени неоднократно встречается форма Brigantia, которую обычно рассматривают как латинизированную, хотя есть предложение видеть в ней "расширенный" вариант -ia г'-основы.

Бригита была племенной богиней: этноним Brigantes отмечен как на островах, так и на континенте. В Британии соответствующее племя локализуется в современном Йоркшире; на материке с ней связаны многочисленные топонимы: Lacus Brigantinus, совр. Бодензее, притоки Дуная Brigach и Brege, совр. населенные пункты Brianqon, Bregenz, Breisach, а также Ля Ко-рунья, в античности носившая название Brigantium, на северо-западной оконечности Иберийского полуострова и др.

Интерпретация и.-е. *bhrghnti как причастия, может быть, не совсем правомерна, принимая во внимание замечание Т. Барроу о том, что имена brhant- 'высокий', mahant- 'большой' и rhant- 'малый', имеющие ударение на суффиксе, являются пригательными, а не причастиями. Brigantii следует толковать как '[люди] Бригиты'; весьма показательно множественное число в ряде кельтских названий племен, образованных от теонимов: Dumnonii, Albiones и др. К этому можно добавить, что глаголы, образованные от *bhergh-, либо явно позднего происхождения, либо аре-ально ограничены. Видеть здесь суффикс -elo-nt-, переводящий имена инактивного класса в активные (хетт. Шаг 'слово', uddanant 'слово как активное начало'), во всяком случае для общекельтского, нет достаточных оснований. А. Мейе отмечал, что "формы с нулевой ступенью корня обозначали само действие, выраженное данным корнем, и в древнейшие времена, по-видимому, саму внутреннюю силу, присущую этому действию; такого рода слова могли иметь культовую значимость".

Наличие среди атрибутов Бригиты таких признаков, как белый и высокий, позволяет характеризовать ее с космологической точки зрения как причастную к светлой части дуального универсума (светлый/верхний - темный/нижний), реликты (или элементы) которого реконструируются для кельтской и некоторых других индоевропейских традиций. Оба признака, т.е. светлый и верхний/высокий, выражались в индоевропейском фонетически близкими корнями *bherag-lbhreg- и *bheregh- соотв., производные от которых в пракельтском в силу звукового сходства могли если не контаминировать, то вступать в парономастические связи. Действительно, наряду с теонимами *Brignti, *BHgonos, *Brigis восстанавливаются *briga 'возвышенность, укрепление', *brigs 'холм', которые вполне надежно связываются с общекельтской основой *brg- < и.-е. *bhereg-'высокий'; с этим рядом можно сблизить др.-ирл. bricht 'магическое заклинание' < *brigtu- < *bhrgtu- от и.-е. *bherag- 'светлый, блестящий' (к семантике ср. др-инд. arkah 'луч' и 'песнь', arcati 'освещает', 'поет'). Этот корень дал в галльском имя богини Brixta и существительные brictia (инструменталис, в ирландском глагол brigaid 'показывает', а в германской мифологии имя персонажа, связанного с плодородием, Ber(ch)ta/Perhta. Высказанное Ю. С. Степановым предположение о связи последней с Бригитой и хеттской Паргой тем самым получает поддержку в рамках концепта светлый/темный мир. В общекельтском, таким образом, сложилась весьма благоприятная ситуация для установления парономастических связей этих двух сфер концепта мир в поэтических и мифологических целях. Создается впечатление, что обе сферы активно взаимодействовали и, поддерживая друг друга, просуществовали довольно долго. Сказанное может реабилитировать др.-ирл. bri, которое означает не только 'холм', но и 'слово', встречающееся у глоссаторов как поэтизм, и которому многие современные лингвисты отказывают в существовании, считая его выдумкой средневековых эрудитов.

Можно высказать предположение, что с культом "Высокой" богини были связаны славянские берегыни и почитавшаяся на части территории Кельтики богиня ArduennalArduinna 'высокая', о которых практически ничего не известно. Этимологически Arduenna, давшая название Арденнам, иногда сополагается с иранской богиней рек и плодородия Aradvi (иран. dradva- 'высокий', лат. arduus 'то же'), хотя возможна и другая интерпретация иранского теснима: и.-е. *ered- 'текущий, мокрый' (Aradvi является также названием мифической реки. Brigit во многом близка Boand, Bo(f)ind, богине-эпониму реки Бот. Этот гидроним отмечен у Птолемея BoomvSa < *bouo-uinda 'белая корова'. Боинн/Боанн трактуется как корова, дающая мудрость; выпивший воды из этой реки становился поэтом-провидцем. С ней связан культ Find'a, персонифицирующего мудрость и поэзию (ср. легендарного филида Find File, судьи Morand'a < *mor-fmd и другие эманации этого персонажа). В приведенном выше фрагменте из Глоссария Кормака особо подчеркивается связь Бригиты с поэзией и поэтами-носителями сокровенного знания. Британские бриганты поклонялись некой богине Verbeia, имя которой находит соответствия в др.-ирл. ferb, трактуемое словарями как три омонима - 'слово', 'корова' и 'прыщ (как результат заклинания)'. Вероятно, Verbeia - это один из эпитетов Бригиты. Др.-ирл. fiss 'мудрость, знание' к find 'белый' этимологически родственны и восходят к и.-е. *ueid- 'видеть, знать' (*uid-tu-и *ui-n-do- соответственно), но на древнеирландском уровне эта связь совсем не очевидна и, если она действительно существовала и на ее основе возник мифологический мотив, датировать ее следует весьма ранним временем. Первоначально, по-видимому, имена *Brignti и *Bououinda относились к одной богине, различные ипостаси которой позднее обособились.

В заключение можно сформулировать несколько соображений общего порядка. Первоначально Бригита, включая ее различные ипостаси, была богиней светлой части космоса и обеспечивала в этом качестве плодородие и покровительство ремеслам, в том числе поэтическому ремеслу, и была хранительницей сокровенного знания, исходящего из светлой части универсума. Ее приуроченность к священным источникам (опосредованно к источнику Tiprais Segsa, дававшему поэтическое вдохновение и сакральное знание) и возвышенностям указывает на связь Бригиты с божеством верхнего/светлого мира, носившего - в зависимости от места и времени - имена со значением 'белый' - Albios, Vindos, Findbennach и т. п. Этот круг божеств и связанных с ними атрибутов и представлений противопоставлялся темному/нижнему миру, кодировавшемуся производными от корней *dheu-, *dub(no)-, *wel- и некоторыми другими. Прототип Бригиты может быть датирован индоевропейским временем, исходя из соответствий в других родственных языках, прежде всего в германских и хеттском. В индо-иранских традициях соответствующая лексема осталась в употреблении в качестве эпитета богов, а в качестве теонима и соответствующего персонажа с сопоставимыми функциями в индийской традиции функционирует Вач (Vac).

__________________________________________________

[1] - Три других жития - это Житие св. Патрика, написанное около 665 г. Тире-ханом, Житие св. Патрика, написанное до 700 г. Муйрху, и Житие св. Колумбы Адомнана (ок. 704 г.).

 
ТарошаДата: Вторник, 03.06.2008, 08:36 | Сообщение # 3
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
Гоибниу
(ирл. Goibniu), Гофаннон (валийск. Gofannon), в кельтской (ирландской и валийской) мифологии бог-кузнец, принадлежащий к Племенам богини Дану. Гоибниу изготовил богам оружие, с помощью которого они одержали победу над демонами фоморами во второй битве при Мойтуре, а также магический напиток, поддерживавший силы сражавшихся богов. Гоибниу наряду с Дагда считался владельцем магического неистощимого котла и хозяином пиршественной залы потустороннего мира. Вместе с богами Лухта (плотник) и Кредне (бронзовых дел мастер) составлял триаду т.н. богов ремесла.

Луг
Ллеу (галльск. Lugus, "сияющий", ирл. Lug, валийск. Lleu), в кельтской мифологии бог (по мнению ряда исследователей, бог света, связанный с солярным культом). О распространения почитания Луга в Галлии свидетельствуют многочисленные надписи и названия населенных пунктов (Лион, Лан, Лейден и др., от Лугдунум, "крепость Луга"). В ирландских мифологических повествованиях Луг изображался новопришельцем среди богов Племен богини Дану, который попадает к ним, доказав свою искушенность (в отличие от других богов) сразу во многих "ремеслах" - в широком смысле слова; за это он получил эпитет Самилданах (ирл. Sa- mildanach, "искусный во многих ремеслах"). Центральный эпизод связанных с ним ирландских мифов - сражение Луга с предводителем фоморов одноглазым Балором (по некоторым версиям, дедом Луга); Луг поражает Балора в глаз камнем из пращи (или магическим копьем Племен богини Дану, или чудесным оружием, выкованным божественным кузнецом Гоибниу). С копьем Луга, добытым ему "тремя богами ремесла" с таинственного острова Ассал, иногда связывался и другой эпитет бога - Ламфада (ирл. Lamhfada, "с длинной рукой"). Представление о Луге как покровителе искусств и ремесел подтверждается сходным эпитетом валийского Ллеу ("искусная рука"). В Галлии представление о Луге как покровителе ремесел было также распространено, если судить по сообщению Цезаря о культе Меркурия (ассоциировавшегося с Лугом). Валийский Ллеу - воспитанник провидца и мага Гвидиона; Арианрод, мать Ллеу, не желала давать сыну имя, не разрешала ему носить оружие и иметь жену, но он при помощи Гвидиона добивается всего этого. Ирландская традиция о Луге как новопришельце может отражать более позднее возвышение этого бога, хотя несомненна его роль в архаической мифологеме поединка сияющего бога (здесь, как и в ряде других индоевропейских традиций, тесно связанного с богом грозы) и его противника (Луг - Балор). В Ирландии Лугу был посвящен ежегодный (1 авг.) праздник лугназад. По некоторым версиям, сыном Луга был ирландский эпический герой Кухулин.

Лер
Ллир (ирл. ler, валийск. llyr, "море"), в кельтской (ирландской и валийской) мифологии бог. Образирландского Лера мало разработан, он упоминается обычно лишь как отец Мананнана (некоторые исследователи вообще полагают, что эпитет последнего "сын моря" не обязательно предполагает существование Лера как отдельного божества). Валийский Ллир (возможно, как имя, так и сам персонаж были заимствованы из Ирландии) упоминается в генеалогиях как один из предков короля Артура. Связь валийского Лера с морской стихией подтверждается более чем вероятным соответствием его Ллуду с Серебряной Рукой (Нуаду ирландской мифологии; см Кельтская мифология), а того, в свою очередь, - божеству Нодонсу, изображенному на одной из мозаик римского времени с атрибутами бога моря. Король Лир из сочинения английского хрониста 12 в. Гальфрида Монмаутского (Leir, от Легрецестра, где, по преданию, был погребен король Лир), к которому восходит соответствующий персонаж У. Шекспира, обязан валийской традиции лишь именем, а не историей, не имеющей соответствия в ранних памятниках.

Мананнан
сын Лера (ирл. Manannan mac Lir),в кельтской (ирландской) мифологии божество, связанное (как и его отец Лер) с морской стихией; влядыка потустороннего мира на острове блаженных, посещение которого традиция приписывала Брану и Кухулину. Мананнан часто описывался как всадник, скачущий по морю или едущий по нему на колеснице. Владения Мананнана связывались с островом Мэн (ирл. mana, mann, отсюда его имя; валийское название острова manaw дало - независимо от ирландской традиции - Манавидан сын Ллира - Manawydan fab Llyr). Стоявший особняком в архаическое время, в более поздних источниках Мананнан был причислен к Племенам богини Дану.

Мапонос
(лат. Maponos), в кельтской мифологии бог Посвящения, ему засвидетельствованы в Галлии и на севере Британии, где он отождествлен с Аполлоном. Мать Мапоноса - Матрона (богиня-мать) считалась покровительницей реки Марны. В валийской традиции отцом Мапоноса называется Мелт ("молния"), он известен как Мобон сын Модрон и включается в окружение легендарного короля Артура. История его похищения на тратий день после рождения, таинственного заключения в Каер Лои (потусторонний мир) и освобождение Кеем и Бедуйром перешла вместе с именем Мапоноса (Mabuz, Mabenagrain) в континентальные повествования артуровского цикла. В ирландской традиции Мапоносу соответствует Мак Ок, сын бога Дагда и Боанд, превратившейся в реку.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: