Люди очень хорошо знакомы с трансовыми техниками, и поэтому задачи научиться трансовым техникам не стоит. Почему-то считается, что способность впадать в транс – привилегия отдельных людей с особо чувствительной психикой, неких избранных. И до некоторой степени это так, только таких людей больше, чем можно предположить. Вопрос может стоять только в отношении того, что отличает шаманскую технику транса. Транс сопровождается способностью делать то, что в обычном состоянии невозможно - расширенными возможностями. Для людей, живущих вдали от места, где сила течет беспрепятственно, сама возможность изведать такое состояние так привлекательна, что они стремятся повторить это снова и снова, чтобы «сделать жизнь яркой и интересной».
Практика транса – повседневность людей современных обществ. Человек может быть вялым и сонным, и вот одно незначительное событие превращает его в свирепого льва, готового все крушить на своем пути. Люди ленивы, но при этом так эксцентричны. Если им дать мораль, социальный закон – это даже лучше, ведь все эти безумства становятся «праведными» и можно больше не чувствовать неловкость. И жители мира повседневности каждый день колдуют, сгорая в экзальтациях, чтобы сделать его таким, каким хотят видеть или хотя бы каким он был. Ведь если не поддерживать его, он начнет рушиться, проявляя свою первичную природу как нечто чуждое, незнакомое и даже враждебное. Чувственные экзальтации – самая известная людям форма транса.
Есть техники несоучастия в общем трансе, например, контроль эмоций. Их выполнение приводит к изоляции из мира обыденного и встрече с силой. Если быть внимательным, здесь можно обнаружить чистую природу эмоций, а также что их контроль, в действительности, не представляется возможным. Проявление чистой природы эмоций в своих действиях отличает шаманский транс от того, как этим занимаются люди.
Сила, высвобождаемая в процессе транса, огромна, и если ей некуда выйти, она действует разрушительно. Как техника выживания в этом процессе видится определенное поведение, продиктованное необходимостью и личной незаинтересованностью. То есть должен стоять вопрос жизненно важных изменений, и силе должно быть куда течь. Тот, кто проводит силу, не должен быть единственным, на кого она направлена. Безличностная сила, направленная на личность, разрушит ее. Но, будучи правильно направленной вовне, «настраивает» характеристики личности в гармоничный лад в соответствии с общей игрой.
Следует заметить, что сам вопрос в терминах транса является искусственным, и затрагивать тему эмоционального проявления неких «особых» состояний возможно лишь по причине озабоченности людей этими проблемами. Транс не подразумевает внешних проявлений как чего-то обязательного. На этом примере можно проиллюстрировать негармоничность присутствия человека в мире и что вообще может быть шаманского в техниках транса. Хотя следует помнить, что сама постановка вопроса в терминах транса и подобных, типа оцепенение, исступление и т. д., является ущербной, и скорее мешает, чем помогает пролить свет на то, чем же является шаманское знание.