Тароша | Дата: Среда, 24.09.2008, 22:13 | Сообщение # 1 |
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
| А'льма — термин, происходящий от глагола «делать», обозначающий шамана у юкагиров. Адау дусэ — у ульчей злой дух в виде тигра (женского рода). Айкагдян — антропоморфный дух с морского побережья, помощник нанайской шаманки. Ак ком — у алтайцев класс «белых» шаманов. Алтайцы (самоназвание — алтай-кижи) — народ в Республике Алтай. Делятся на этнографические группы: алтай-кижи, теленги-ты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы. Язык алтайский. Алха Ама — один из главных духов-помощников нанайских шаманов. Алха Мама — «мать». Дух-помощник нанайской шаманки. Амбан — злые духи у нанайцев и ульчей. Амбару Энин — дух аями. Антропоморфный дух-помощник у нанайских шаманов. Ангмани нихэлини — у нанайцев и ульчей шаманская инициация. Дословно термин переводится как «открывать рот и начинать петь, как шаман». Анучин Дмитрий Николаевич (1843—1923) — русский антрополог, географ, этнограф и археолог, один из основоположников антропологии в России, академик (1896) и почетный член (1898) Петербургской АН. Президент (с 1890 г.) Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основал отечественную школу географов. Арауканы (самоназвание — мапуче) — индейский народ в Чили и на западе Аргентины. Аси пиктэ — у нанайских шаманов дух-помощник в виде девушки. Ассинибойны — народность североамериканских индейцев группы сиу. Проживают в Канаде. Первоначально заселяли равнины на западе Саскачевана. Позднее британские колониальные власти переселили их на территорию провинций Альберта и Монтана. Атакан — духи-помощники, исцеляющие болезни глаз. Представлялись в виде пауков. Аями — у нанайцев духи-покровители. Аян — у нанайцев дух, помогающий от разных болезней, в виде черепахи. Батаки — группа народов (тоба, каро, пакпак, сималупгун, ман-дайлинг, ангкола) в Индонезии (в основном на острове Суматра). Языки образуют группу в составе индонезийских языков. Бечуаны — см. «тсвана». Боа чиучки — дух, вызывающий болезни глаз и слепоту. Боге — монгольское наименование шамана. Богораз (Богораз-Тан) Владимир Германович (1865— 1936) —российский этнограф, писатель, иногда публиковавший свои работы под псевдонимом Н. А. Тан, В. Г. Тан. С 1921 г. профессор ряда ленинградских вузов. Один из зачинателей изучения народов Севера. Бороро (самоназвание — ораримутудоге) — индейский народ группы же (жес) в Боливии и Бразилии. Буни — у нанайцев загробный мир. Бусиэ — у нанайцев злой дух. Бучилэ — у нанайцев злой дух, умеющий принимать облик человека, горностая, нитки, орнамента, цыпленка, иголки и так далее. Некоторые нанайцы говорили, что он является парой к духу хоралико. Ему приписывалось свойство помогать охотникам. Бучу — у нанайцев болезнетворный дух. Представляется в антропоморфном виде с остроконечной головой. Иногда использовался для гаданий. Вогулы (вогуличи, гогуличи) — устаревшее название манси. Вотяки — устаревшее название удмуртов. Вэю — духи-помощники, «солдаты» нанайской шаманки. Гали амбани — у нанайцев злой дух, топивший людей. Гам — алтайское наименование шамана. Гемдур ярга — у нанайцев «водяной леопард». Болезнетворный дух. Гирки — лечебный предмет из бумаги или ткани. На гирки всегда присутствовала фигура, дарующая счастье и здоровье. Сами же изображения были разными: боа гиркини (небесные), сиун гиркини (солнечные), амбан гиркини (тигровые) и так далее. Их делали от болезней глаз, от боли в груди и других заболеваний. Гирмэнди талианди — дух-помощник в образе женщины-грома с молотом и зубилом. Гольды — устаревшее название нанайцев. Гора — шаманская территория. Гора Эдени — дух, хозяйка шаманской территории гора. Городо — у нанайцев дух, приносящий психические расстройства, боли в груди и прочее. Тем не менее иногда выступает в роли духа-помощника шамана. Представляется обычно в антропоморфном виде с 3, 5, 7 или 9 выступами на голове, торчащими вверх. Дадка Мама — дух-помощник нанайской шаманки. Дамагоми — у ачумавов сверхъестественные существа, являющиеся одновременно духами-хранителями и «страданиями». Даяки — группа народов (нгаджу, клемантаны, ибаны, кенья и другие) в Индонезии, Малайзии и Брунее. Дегбор дуэнтэ — дух-хозяин прибрежного льда, громоздящегося весной у берегов. Изображался в виде медведя или тигра. Дегдиан — у нанайских и ульчских шаманов — хранилище душ. Дегдэр дуэнтэ — у нанайцев болезнетворный таежный дух. Дегдэр мари — у нанайцев дух с «горелого места» в виде леопарда. Дегдэр ярга — у нанайцев дух с «горелого места» в виде барса. Декасон — дом, где шаман хранит души. Дергиль — шаманская мифическая наследственная территория. Дзэвэ — болезнетворный дух в виде осы. Дилу Мама — дух-помощник нанайской шаманки. Дилу-эктэ — духи-помощники в виде мух. Диулин — у нанайцев духи-покровители людей, хозяева жилищ. Они следили за порядком в доме, за поведением его обитателей. Согласно поверьям, если хозяин дома вел себя плохо, в наказание диулин разрешал злым духам забрать к себе его душу или души его детей. Диулин регулярно кормили, особенно перед весенней путиной и перед соболиным промыслом, а также всякий раз, когда возвращались с того или иного удачного промысла. Нанайцы и ульчи любили, почитали и берегли этого домашнего духа. Старики оставляли их своим сыновьям, наследовавшим дом. Некоторые роды уль-чей считали его передатчиком даров, которые ежегодно во время моления небу они отправляли духам неба. Долганы (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — народ в Таймырском автономном округе. Язык долганский. Дусэ — у ульчских шаманов болезнетворный дух в виде тигра. Главный злой дух, вызывающий сумасшествие и сильные боли в сердце. Дуэнтэ аян — таежные духи в виде черепашек и медвежат. Их изображения носят на шее на шнурке как амулеты от различных заболеваний. Дуэнтэ дусэ — у ульчей таежный черт, насылающий разные бо-лезни. Дуэнтэ сэвэн — таежный дух, обычно в виде медведя, помогает от разных заболеваний. Дуэнтэ Эндурни — таежный дух-хозяин в виде медведя. Дябдян — дух в виде питона. Дярголь — у нанайцев дух в виде фантастического зверя. В словарях это слово обычно переводится как «красный волк», однако нанайцы и ульчи говорят, что дярголь — мелкие животные, размером не более кошки, но чрезвычайно свирепые. Зулу (самоназвание — амазулу) — народ группы банту в ЮАР. Живут также в Лесото, Мозамбике и Свазиленде. Язык зулу. Зулусы — см. «зулу». И'ркейе — дословно «тот, кто трясет», наименование шамана у юкагиров. Ибаха онды — у ульчей злые крылатые духи, забирающие души людей и насылающие сумасшествие. Ийе кила — у якутских шаманов «животное-мать». Зооморфный дух-помощник, «прячущийся в укрытии». Илгэси — обряд, выполняемый шаманом во время камлания, заключается в определении души больного по признакам на теле, души умершего по цвету одежды и предметам самогдан, спрятанным в одежде покойника. Инмар — в удмуртской мифологии верховный бог, демиург. Творец всего хорошего и доброго в мире. Исэлэн — духи-помощники в виде ящерицы. Кам — тюрко-татарское наименование шамана. Кара ком — у алтайцев класс «черных» шаманов. Карагасы — название тюркоязычной народности — тофаларов, употребляемое в России до 1917 г. Касаты-шаман — шаман, провожающий душу в загробный мир. Керген — болезнетворный дух антропоморфного вида. Кеты (прежнее название — енисейские остяки, енисейцы) — народ, живущий в Красноярском крае Российской Федерации, по среднему и нижнему течению Енисея. Язык кетский. Колиан — у нанайцев болезнетворный дух в виде змеи, иногда помогающий шаману при целительстве. Коори — в фольклоре нанайцев и ульчей дух-помощник в образе птицы величиной с амбар. Ее клюв — железная пешня, перья — металлические наконечники стрел, хвостовые перья — мечи. Коргиру — у нанайцев болезнетворный дух, связанный с болями в суставах. Его вместилищем чаще всего являлась цепочка, вырезанная из цельного куска дерева, на последнем звене которой изображалось лицо. В некоторых случаях делали фигуру медведя с лапами в виде цепочки из двух звеньев. Этим символизировались здоровые, подвижные суставы. Курбэнчу — дух в виде стрекозы. Кхонд (кандха) (самоназвание — куиенджа) — народ в Индии (штат Орисса). Язык дравидийской семьи. Кэймэдэ — у нанайцев дух-помощник в облике собаки. Лаоя — у нанайцев дух-небожитель, владыка пятой сферы неба. Лапландцы — устаревшее название саамов. Луг' луки — болезнетворный дух в виде трехголового змея. Обитает в тучах. Ему подчинены духи городе Майдя Мама — дух-помощник. Обитает во второй сфере неба. Главная хранительница в душехранилищах нанайских шаманов. Мананг — наименование шамана у приморских даяков. Манси — устаревшее название вогулов. Народ в Ханты-Мансийском автономном округе. Марака — специальная циновка, кишащая большими ядовитыми муравьями. Применяется карибскими шаманами во время инициации для возвращения неофита из экстатического путешествия. Маси — у нанайцев дух-покровитель людей, живет в первой сфере неба. У некоторых групп — болезнетворный дух. У ульчей — дух, обитающий на земле и в других мирах. Дух-хозяин дома. Помощник в промыслах. Миавалдако — «сердечко». У нанайцев болезнетворный дух, изображавшийся в виде сердца. Его фигурка носилась на груди. Считалось, что она помогает избавиться от боли в сердце. Мокто пуймур — дух-помощник. Моктоа Энин — дух-помощник. См. также «Энин Мама». Мугдэ — у нанайцев деревянная фигурка, вместилище души умершего, которую отправляют в буни на последних поминках. Мудур — Дух в облике небесного дракона, иногда изображается с львиной головой. Мукэ Эндур пиктэни — дух-ребенок водяного бога. Предстает в образе человека с лицом рыбы. Помощник нанайской шаманки. Мухан — у нанайцев и ульчей дух, вызывающий боли в животе. Имеет вид собаки. Сам же термин «мухан» имеет любопытные аналогии: у сахалинских эвенков мукап — болезнь желудка, у сроков мухула — «заболеть». Муэ мудурни — у нанайцев «водяной дракон». Болезнетворный дух. Муэ муйки — у нанайцев «водяная змейка». Болезнетворный дух. Муэ синггэрэ — у нанайцев «водяная мышь». Болезнетворный дух. Муэду — у нанайцев болезнетворный дух в виде выдры. Муэлмэ ярга — у нанайцев болезнетворный дух, относящийся к группе водяных духов. Изображался в виде леопарда. Мэдур пиктэ — дух-ребенок дракона, помощник нанайской шаманки. Мэдур пиктэ эдехэ — талисман нанайской шаманки в виде маленькой антропоморфной фигурки духа-помощника, изготовленной из металла. Мэпи-сама — у нанайцев класс слабых шаманов. Мя огбони — у нанайцев водяной зловредный дух в образе железного человека. На илини дусэ — у ульчей таежный злой дух, от которого на теле бывают прыщи. Наму ама (наму эдэни) — отец моря, дух-чудовище с саблей на голове. Обитает в доркине — месте, где находятся деревни водяных людей. Помощник нанайской шаманки. Нанайцы (самоназвание — нани) — народ, проживающий преимущественно в Хабаровском крае (Российская Федерация). Нгэвэн — злой дух. Нека мапа — дух-хозяин посоха касаты-шамана. Неукта — у нанайцев душа шамана. Нируку — см. «гирки». Нойда — название шамана у саамов. Нойта — название шамана у финнов. Ныйт — название шамана у эстонцев. Огингга — у ульчских шаманов болезнетворный дух, вызывающий различные заболевания. Обитает в тайге и воде. Ойун — якутское наименование шамана. Оксой, оксоки — вредные, отрицательные ответвления духа сэ-вэн (также встречаемые и у духов амбан), его дурные качества. Обычно их присутствует большое количество, и задача шамана — не упустить ни одного, уничтожить всех до единого. Если духа сэ-вэн не очистить подобным образом, он не станет безвредным, следовательно, может принести вред. Так, если слабый шаман не замечал какого-либо оксоки и тем самым подселял в фигурку «подпорченного» духа, то скорого выздоровления не наблюдалось. По этой причине, чтобы быть уверенным в «чистоте» духа, шаман камлал отдельно для каждого оксоки. Камлание порой могло затянуться на весьма продолжительный срок. Шаман гонял духа по всему свету, пока с того не спадала вся «грязь», то есть все отрицательные злые качества. В результате оксоки загонялся в травяную фигурку, которую тут же выбрасывали. Этот процесс назывался оксоки чэу-чэ-ури. Ораоны (самоназвание — курукх) — народ в Индии. Язык дравидийской семьи. Орочи (самоназвание — орочисэл) — народ в Российской федерации (Приморский и Хабаровский края). Язык орочский. Остяки — устаревшее название ханты. Паллас Петр Симон (1741 — 1811) — российский естествоиспытатель, академик Петербургской АН (1767). По происхождению немец, с 1767 г. жил в России. Руководил экспедициями Петербургской АН (1768 — 1774), результаты которых опубликованы в книге «Путешествие по различным провинциям Российского государства» (тома .1 — 3, 1773- 1788). Автор «Флоры России» (тома 1-2, 1784- 1788). Известен трудами по зоологии, палеонтологии, ботанике и этнографии. Пане — у нанайцев фигурка, «вместилище души». Ее хранили в течение года и более после смерти человека. Панян — душа. Папуасы — группа народов, коренное население Западной Меланезии (энга, чимбу, хаген, камано, хули и другие). Говорят на папуасских языках. Впервые изучены Н. Н. Миклухо-Маклаем. Пигмеи — группа народов, относящихся к негрилльской расе. Коренное население тропической Африки. Говорят на языках банту, адамауа. Многие пигмеи сохраняют, архаичную культуру, традиционные верования. Пуймур — у нанайцев «водяное чудовище». Болезнетворный дух. Пэргэликтэ пиктэ — у нанайцев дух-ребенок. Сагани бо — у бурят класс «белых» шаманов. Сагди Ама — у нанайцев главный дух рода Ходжер. Сайка — злой дух. Сама нихэлини — у нанайцев и ульчей шаманское посвящение. Термин в буквальном переводе означает «шаман открывается» (от нихэли — «открывать»). Самогдан — предметы, которые кладут в одежду умершего. Самоеды — старое русское наименование ненцев и других народов севера России и Сибири. Название происходит от слова «самэ-емне», что на саамском языке значит «земля саамов». Санталы — народ группы мунда в Индии. Проживает в основном в штате Бихар и Западной Бенгалии, а также в Бангладеше, Непале и Бутане. Саньси — небесный дух (бог). Владыка третьей небесной сферы. Серошевский Вацлав (1858—1945) — польский этнограф-сиби-ревед, писатель. Автор монографии о якутах, рассказов и повестей этнографического содержания о народах Дальнего Востока, романов «Беневский» (1916), «Океан» (1917). Сибасо — наименование шамана в религии батаков Суматры. Сигакта — у нанайцев болезнетворный дух в виде овода. Симур пиктэ — дух-ребенок змеи, помощник нанайской шаманки. Симур эден-гуй — начальник змей Симур. Сойоты — см. «тувинцы». Солбонг — у бурят божество утренней зари, чьи девять дочерей являются супругами Техе Шара Мацкала. Суданцы — народ, основное население Судана. Живут также в Чаде и других странах. Сэвэн — «обыкновенные» духи у нанайцев и ульчей. Сэлчэ — злые духи. Сэлэмэ гаса — дух «железная утка», сторожащая душехранили-ще шамана. Сэнггэ Мама — дух-помощник. См. также «Энин Мама». Сэрумэ пиктэ — «голый ребенок». Дух-помощник нанайской шаманки. Таочини-сама — у нанайцев класс средних шаманов. Тенгри — термин принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии. Представление о нем складывались на основе анимистических верований о небесном духе-хозяине, причем небо мыслилось его непосредственным проявлением и одновременно местом обитания. Термин «тенгри» закреплен также за классом небесных богов. Так, согласно монгольским поверьям, тенгри обитают на семнадцати небесах в тридцати трех царствах, каждое из которых имеет своего владыку. Техе Шара Мацкала — у бурят божество танца, плодородия и богатства, живущее с девятью супругами — дочерьми бога Солбонга. Напрямую связано с шаманами, поскольку только они приносят ему жертвы. Тлинкиты (самоназвание — тлингит) — индейский народ США (юго-восток штата Аляска) и Канады (территория Юкон). Язык семьи на-дене. Толкиру — буквально «сонный муж». Дух, которого видит будущая шаманка во сне во время «шаманской болезни». Они взаимосвязаны, болеет он — болеет и она. Тороан — священные шесты. Тофалары (самоназвание — тофа, устаревшее название — кара-гасы) — народ в Нижнеудинском районе Иркутской области. Язык тюркской группы. Тсвана (чуана, бечуаны) — народ группы банту. Основное население Ботсваны. Живут также в соседних районах ЮАР, в Зимбабве и Намибии. Язык сетсвана. Тувинцы (устаревшее название — сойоты, а также урянхайцы и танну-тувинцы, самоназвание — тыва) — нация, основное население Тывы. Тулбуэ — дух-собака, сторожащая душехранилище шамана. Тунгусы — устаревшее название эвенков. Туно — наименование шаманов у удмуртов. Туруханский край — историческая область в Восточной Сибири, присоединенная к России в конце XVI — начале XVII в. Тэму дусэ — у ульчей злой дух, от него умирают в судорогах или тонут. Дает рыбу. Тэму дуэнтэ — у нанайцев «водяной медведь». Обычно изготовлялся из болотных кочек. Болезнетворный дух. Тэму сэвэн — водяные духи. Удаган — бурятское наименование шамана. Удир гуси — дух-помощник, в переводе «старший дядя». Удир Энин — дух-помощник, в переводе «мать с озера». Удмурты (самоназвание — удмурт, устаревшее название — вотяки) — народ, коренное население Удмуртии. Язык удмуртский. Удха — у бурят термин, обозначающий шаманское происхождение, в зависимости от природы его получения различали буудал удха, дархан удха, заянай удха, нэрьеэр удха, халуунай удха и хари удха. Ульген (Ульгень) — в мифологии алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых, чистых духов, населяющих небесную сферу мироздания. Восседает на золотом престоле в золотом дворце с золотыми воротами, находящемся над всеми светилами в высшей и центральной точке мироздания. Иногда представляется длиннобородым старцем, трехликим и имеющим трех сыновей — Темр-каан, Солтыган и Дьажиган. В некоторых случаях речь идет о семи, девяти или двенадцати сыновьях и дочерях. Ульчи (самоназвание — нани) — народ в Хабаровском крае Российской Федерации. Язык ульчский. Унгипту — группа рисунков на бумаге или ткани с изображениями духов, помогающих от головной боли. Как правило, шаманы рисовали уток, змей колиан и оводов сигакта. Унде амбаи онды — у ульчей злой дух, небесный тигр. Унди — ежегодный шаманский обряд, во время которого шаман занимался целительством. Утха — духи предков у аларских бурят. Хакасы — устаревшее название абаканских или минусинских татар. Народ в Хакасии (Российская Федерация). Язык хакасский. Ханты — народ в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Томской области. Хапун — у ульчских шаманов болезнетворный дух в виде тигра. Хара Гирген — Первый шаман у бурят. Хараин бо — у бурят класс «черных» шаманов. Хасиси — путешествие старого шамана во время посвящения неофита. Хереге хульхе — первая часть шаманского посвящения у бурят. Хоралико сэвэн — «ревнующий дух» (от нанайского хоралси — «ревновать»). Болезнетворный дух, вызывающий женские болезни, а также болезни рук, ног и головные боли. У ульчей и орочей он назывался хуралику дусэ — «ревнующий тигр». Иногда его также называли пурэн амбани (тигр). Хото — небесный дух-покровитель рода. Хубилган — «метаморфоза» (от хубилху— «изменяться», «приобретать иную форму»). Дух-покровитель у бурятских шаманов. Худяков Иван Александрович (1842— 1876) — российский этнограф, фольклорист. Издавал сборники русских народных песен (1860), сказок (1860- 1862), загадок (1861). Хуралику дусэ сэлчэни — у ульчей болезнетворный дух в виде тигра. Помогает от женских болезней и приносит удачу на охоте. Хурэн Эдени — дух-хозяин сопок, гор. Представлялся в виде медведя. Хэрми дусэ — у нанайцев дух-искуситель, похищающий души. Хэрсуй тэму — у нанайцев «водяной тигр». Болезнетворный дух. Хэрэ — дух-помощник в виде лягушки. Шошоны — группа индейских народов (собственно шошоны, ко-манчи, юта, хопи и другие) в США. Штернберг Лев Яковлевич (1861 — 1927) — российский этнограф, член-корреспондент АН СССР. Эвенки (самоназвание — орочон, устаревшее название — тунгусы) — народ в Красноярском крае и других районах Сибири. Язык эвенкийский. Эдехэ — дух, связанный с небом. Помощник шамана и охотника. Элиаде Мирча (1907—1986) — известный культуролог. Родился в столице Румынии Бухаресте. С 1928 по 1932 г. жил в Индии, где подготовил диссертацию о йоге. С 1933 по 1940 г. преподавал философию в Бухарестском университете. С 1957 г. и до своей кончины — профессор кафедры истории религий Чикагского университета. Наиболее известные научные труды: «Шаманизм», «Запрещенный лес», «Священное и мирское», «Ностальгия по истокам». Автор романов «Бенгальская ночь», «Старик и офицер», «Свадьбы в раю». Эмеген — у якутских шаманов дух-покровитель. Эмегет — маленькое металлическое изображение лодки с человеком. Этот элемент костюма якутских шаманов символизировал «Духа бешенства». Эндур, Эндур Ама — у нанайцев верховный бог, отец. Энин Мама — дух, вводящий неофита во владение шаманской территорией. Имя происходит от слов энин — «мать» и мама — «бабушка». Другие имена этого духа — Майдя Мама, Удир Энин, Сэнг-гэ Мама, Моктоа Энин. Эньеньялан — наименование шамана у коряков. Дословно переводится как «человек, вдохновленный духами». Эпили — процесс «вселения» шаманом духа в его изображение (рисунок или фигурку). Эрлик-хан — в мифологии монгольских народов и саяно-алтай-ских тюрок — владыка царства мертвых, верховный судья в загробном мире, дьявол, демиург или первое живое существо, созданное демиургом. Эскимосы (самоназвание — инуит) — группа народов на Аляске (США), севере Канады, острове Гренландия и в Российской Федерации (Магаданская область и остров Врангеля). Юкагиры (самоназвание — деткиль) — народ в Якутии и Магаданской области. Язык юкагирский. Яик Кана (Яйик-кан) — в тюркской мифологии дух воды (владыка моря). Якуты (самоназвание — саха) — нация, коренное население Якутии. Язык якутский. Япоро пиктэ — дух-помощник в виде трехголовой змеи. Ярга дусэ — у ульчей небесный дух в виде леопарда. Дает болезни и соболей.
|
|
| |