В каждой шаманской традиции существуют свои мифы о происхождении Первого шамана, но тем не менее при исследовании обнаруживаются сходные элементы и мотивы, встречающиеся практически во всех культурах, и в первую очередь такими общими символами являются Мировое Древо и Птица. Многие мифы, говоря о появлении Первого шамана, также объясняют или по крайней мере указывают на различие между «белыми» и «черными» шаманами, а также между сильными, средними и слабыми. Мы встречаем это у якутов, считающих, что шаманы рождаются далеко на севере, где растет гигантская ель. На ее ветках находятся огромные гнезда, предназначенные для шаманов, причем на самых высоких ветвях родятся великие шаманы, на средних — средние, а на тех, что внизу, — слабые. Мать-Хищная-Птица с орлиной головой и железными перьями садится на эту ель, несет яйца и высиживает их (в яйцах находятся души будущих шаманов). «Инкубационный период» для каждого класса шаманов длится неодинаково: для великих шаманов — три года, для средних — два и для слабых — один год. Когда души шаманов выходят из яйца, Мать-Хищная-Птица отдает их для обучения дьяволице-шаманке. У нее один глаз, одно плечо и одна кость. Она укачивает будущих шаманов в железной люльке и кормит застывшей кровью. Затем они проходят характерное для шаманизма посвящение: три черных демона разрывают тело на части, вбивают в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы. Другие три демона разламывают челюсть на кусочки — по одному для каждой болезни, которую шаману предстоит излечить. Если вдруг «материала» не хватит, то он заимствуется у родственников будущего шамана, а для этого кто-то из них должен умереть. Якуты уверяют, что иногда умирает до девяти родственников.
Существуют различные варианты этого мифа, и один из них гласит, что дьяволы удерживают душу будущего шамана до тех пор, пока он не усвоит сакральные знания, при этом на протяжении всего срока обучения кандидат болеет. В дальнейшем его сила хранится в гнезде, в котором он родился. Поэтому когда шаманы сражаются друг с другом в облике животных, то стараются уничтожить гнездо своего противника.
В большинстве мифов говорится о непосредственном вмешательстве Высшего Существа или его представителя в появление Первого шамана. Причем речь зачастую идет не только о его, так сказать, единоличном участии, но и о не менее важной роли человека, как это мы встречаем в шаманских мифах индейцев племени паэз из высокогорных долин Южной Колумбии. Их шаманская родословная восходит к простой женщине, некогда изнасилованной сверхъестественным существом — Громовым Ягуаром — и родившей Таму, названного Сыном Грома, поэтому его атрибутом является золотой жезл, ассоциируемый с Солнцем, молнией и громом (согласно мифологии индейцев десана в Восточной Колумбии, гром — это голос Солнца, а когда оно мигает — появляется молния). Шаманы племени паэз уверяют, что до сих пор в своих мистических видениях встречаются с ним и получают от него сверхъестественные силы, в частности способность превращаться в гром. Для них это так же просто, как стать ягуаром — большой пятнистой кошкой с громоподобным голосом.
Шаманскую родословную от простой женщины ведут и буряты. Легенда гласит, что вначале существовали только боги (тенг-ри) на западе и злые духи на востоке. Затем боги сотворили человека, и он жил долго и счастливо, не зная бед и страданий. Но вот наступил момент, когда ситуация изменилась, злые духи распространили по земле болезни и смерть. И тогда, познав страдания и несчастье, люди отчаянно взмолились к богам о помощи. В ответ на мольбу боги послали людям орла, чтобы он помогал им бороться с болезнями и смертью. Но положительного результата это не принесло, поскольку они не могли понять, что говорит орел, да и не доверяли не только ему, а всем птицам вообще. Орел, не выполнивший возложенных на него обязательств, вернулся назад к богам и попросил наделить его даром речи. Боги же решили по-другому: они вновь отправили его на Землю, на этот раз с новым заданием — наделить шаманскими способностями первого человека, которого он встретит. Таковым оказалась спящая под деревом простая женщина. Через некоторое время она родила от орла сына, ставшего Первым шаманом. Существует версия, что в результате близости с орлом она научилась видеть и общаться с духами, поэтому сама стала шаманкой.
Как видим, особый статус в мифах о происхождении шаманов имеет орел, поистине являющийся шаманской птицей. Вспомним о той важной роли, которую играет орел в дальнейшей деятельности шамана. Согласно представлениям многих народов, шаманы умеют превращаться в орла и именно в его облике часто совершают свои экстатические путешествия между мирами.
У туруханских якутов Орел также считается творцом Первого шамана. Он носит имя Наивысшего Существа, Айы («Творец») или Айы Тойон («Творец Света»). Его дети представляются как духи-птицы, восседающие на ветвях Древа Мира. На самой же верхушке находится Двуглавый Орел, Тойон Кетер («Господин Птиц»), по мнению некоторых исследователей, олицетворяющий самого Айы Тойона. Сотворив Первого шамана, он посадил в своей небесной усадьбе березу с восемью ветвями и еще три дерева на земле. С тех пор у каждого шамана есть свое дерево, с которым он тем или иным образом неразрывно связан.
Связь между орлом и священным древом (особенно березой) характерна для верований многих народов Сибири. Кроме того, необходимо отметить, что Космическое Древо, на вершине или в ветвях которого находится птица или бог (нередко являющиеся одним и тем же существом), — архетипичный элемент многих шаманских инициации и видений. На Мировом Древе рождаются души шаманов или заносятся туда для обучения. Происхождение шаманов связывают с орлом и кеты, телеуты, орочи и другие сибирские народы. Даже в тех случаях, когда он не принимает непосредственного участия в сотворении, он все равно играет важную роль в посвящении и обучении шаманов. В появлении Первого шамана важное место не всегда отводится высшим небесным существам, иногда «родовспомогателями» являются духи и демоны.
С демонами связана и судьба Дто-мба Ши-ло — основателя шаманизма на-кхи, чья мифическая биография включает в себя схему шаманского посвящения, хоть и несколько искаженную. Имя Дто-мба имеет тибетское происхождение, а его эквивалент — другое тибетское слово — стон-па, что означает «учитель», «основатель» или «проповедник определенной доктрины». Это указывает на то, что речь идет о нововведении, так как шаманизм — более позднее явление, чем религия на-кхи.
Случилось так, что на земле чрезмерно размножились демоны, они сеяли вокруг себя хаос и страдания. И тогда для борьбы с ними боги послали на землю Дто-мба Ши-ло. Кроме способности изгонять демонов, боги также даровали ему умение сопровождать души умерших в царство богов, что является исключительной прерогативой шаманов. Поэтому Дто-мба Ши-ло одновременно проводник душ и спаситель. Он был рожден из левого бока матери, сразу был схвачен трехстами шестьюдесятью демонами, пораженными способностями новорожденного, и унесен в «место пересечения тысячи дорог», то есть в центр мира. Там в течение трех дней и ночей они варили его в котле, но Дто-мба Ши-ло выжил и не пострадал.
Без вмешательства демона (дьявола) не обошлось и у турухан-ских эвенков. В их мифе он помогает Первому шаману создать самого себя собственными силами.
Неразрывно с мифами о Первом шамане связаны и представления о современном упадке шаманизма в целом. Как правило, предкам, восходящим к Первому шаману, приписывалось огромное количество чудесных способностей, которые уже недоступны или доступны не в полной мере сегодняшним шаманам. Так, например, в некоторых традициях бытует мнение, что раньше первые шаманы действительно летали в облаках на своих конях.
Чаще всего падение современного шаманизма объясняется тщеславием и соперничеством Первого шамана с богом. В бурятской легенде Хара Гирген (Первый шаман) любил похваляться своим могуществом, и однажды бог решил подвергнуть его испытанию, чтобы узнать, действительно ли он так силен, как говорит. Для этого бог заточил в бутылку душу молодой девушки, а чтобы она не ускользнула, закрыл горлышко пальцем и предложил Первому шаману освободить ее. Хара Гирген сел на свой шаманский бубен и вознесся высоко в небеса, к самому верховному богу. Увидев душу молодой девушки, запертую в бутылку, шаман превратился в желтого паука, незаметно подкрался к богу и укусил его за лицо. От неожиданности и боли тот вынул палец, и душа девушки вылетела из бутылки. Так Хара Гирген обхитрил самого верховного бога и доказал свое могущество. Но разгневанный бог не захотел иметь конкурента и ограничил могущество Первого шамана, после чего заметно ослабли магические силы и других шаманов.
Похожая легенда существует и в фольклоре карибов. В далекие-далекие времена шаманы были весьма могущественными: они могли видеть духов обычным зрением, а не внутренним, даже могли воскрешать мертвых. И вот, ослепленный своим величием, один из шаманов поднялся на небо и стал угрожать богу. Естественно, тот не мог стерпеть этого и сбросил дерзкого шамана с неба. С тех пор шаманы отправляются в Верхние миры только в состоянии экстаза.
У якутов миф связывает падение шаманизма с демонами. Первый шаман обладал чрезвычайным могуществом, он был настолько силен, что в своей гордыне отказался даже признать верховного бога якутов, за что тот разгневался и наслал на шамана огонь. Но из пламени вышла жаба и породила демонов, а те в свою очередь, — новых шаманов.
Одной из часто упоминаемых самими же шаманами черт «вырождения» является тот факт, что если ранее свои шаманские способности шаманы получали непосредственно от небесных духов, то теперь ситуация изменилась, и в большинстве случаев они передаются исключительно через предков. Но при этом считается, что особо избранные шаманы до сих пор могут делать то, на что не способны простые шаманы.
Одна из характерных особенностей всех мифов о падении шаманизма — акцент на том, что ранее общение между шаманами и богом было более простым и осуществлялось конкретным образом, но после их «низвержения» способность видеть духовный мир своими глазами и более непосредственно достигать высшие сферы была утеряна.
ta1.ru