Йоль и другим праздники зимнего солнцестояния
|
|
Мара | Дата: Вторник, 18.11.2008, 10:49 | Сообщение # 1 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| Зимнее солнцестояние будет - 21 декабря 2008 года в 15 часов 04 минуты по московскому времени Солнце максимально опустится в южное полушарие неба, то есть двигаясь по эклиптике, достигнет ее наименьшего склонения – 23 градуса 26,457 минут (в созвездии Стрельца) и наступит астрономическая зима. На широте Москвы Солнце поднимается над горизонтом на высоту менее чем на 11 градусов. На других широтах высоту максимальной высоты Солнца над горизонтом можно вычислить по формуле: высота Солнца = 90 - (широта пункта + 23,5). Во время зимнего солнцестояния в северном полушарии Земли Солнце меньше всего остается над горизонтом. 21 и 22 декабря – самые короткие дни в году. С 21 на 22 декабря - самая длинная ночь. Долгота дня на широте Москвы достигает лишь 6 часов 56 минут. В это время жителям средней и северной полосы России приходится дольше всего применять искусственное освещение, практически, круглые сутки. Но этот факт благоприятствует ночным наблюдениям, когда ночь длиннее всего и небо остается темным более полусуток. Это самый благоприятный период для наблюдений различных небесных объектов ночного неба, но зимние холода и частая ненастная погода (в средней полосе России) не позволяют проводить полноценных наблюдений. Во время зимнего солнцестояния Солнце выше широты 66,5 градусов вообще не восходит, и ночь длится круглые сутки. Лишь сумерки в этих широтах говорят о том, что Солнце где-то под горизонтом в середине сумеречного сегмента. На Северном полюсе Земли не видно не только Солнца, но и сумерек, поэтому направление на Солнце можно узнать лишь по созвездиям. С Северного полюса оно будет видно по направлению ниже созвездия Геркулеса. 21 декабря Солнце пересекает 18 часовой меридиан и начинает подниматься вверх по эклиптике, начиная путь к весеннему равноденствию, когда оно пересечет небесный экватор. Праздник Йоль Йоль в оригинале - это праздник середины зимы. Зима в Исландии начиналась в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по старому стилю). Соответственно Йоль праздновался 6-9 января (по старому же стилю). В наши дни Йоль смешался с Рождеством христиан, а неоязычники празднуют его как день Зимнего Солнцестояния (в 2002 году это 22 декабря). Зимнее солнцестояние это время самой длинной ночи года и самого короткого дня. Собственно кое-где на Севере дня как такового и вовсе бывает не видно. Также это и день перехода Солнца из знака Зодиака Стрельца в знак Козерога. Откуда и почему праздник называется "Йоль" до сих пор (или уже) неизвестно. Кто-то связывает это название с одним из имен Одина - "Йольмир", кто-то считает, что слово связано с древнеисландским словом, обозначающим "колесо". Неоязычники склонны отмечать Йоль "тринадцать дней" с кануна Зимнего Солнцестояния. Йоль считается "Матерью всех Ночей" и праздник посвящается дисам - женским божествам родовспоможения и судьбы. Мне видится в этом исключительно ново-матриархальный дух современной Викки с типичным ассоциативным рядом "ночь - женщина - мать - судьба - холодно". В таком случае праздновать Йоль следовало бы сидя дома и горюя о прошедшем, надеясь одновременно на будущее. Однако оставшиеся до нынешних времен традиции рекомендуют скорее веселиться, особенно молодым и здоровым парням. Это время буйства молодежных ватаг (и время "полюдья" у варягов на Руси, и время собирать дань у других викингов тех же времен). И "Дикой Охоты", чтобы под этим ни понимали: олицетворение зимней стужи, бесовскую опасность для добрых христиан, или возвращение "новоязыческого Папочки" - Всеотца Одина. Иногда праздник Йоль связывают с именем другого скандинавского бога - Тора. Он видится в эти дни щедрым весельчаком, разделяющим с людьми лакомую козлятину. Также это время опасно влиянием разных злобных духов и тварей: троллей и им подобных. По всей Европе в дом на праздник (который теперь по большей части называется Рождеством) приносят ветки вечнозеленых деревьев (или цельные деревья). Йольское дерево украшают любыми имитациями ягод (теми же елочными украшениями). Пьется горячий глинтвейн или ему подобные напитки с фруктами, пряностями (или яйцами) на основе вина, пива или эля. Подарки, подкладываемые под дерево, символизируют с одной стороны подношение от семьи к своим предками и эльфам (это те, кто подсовывает подарок под елку), с другой стороны - это символ подарков семье от всяких иных существ (особенно для тех, кто с утра заглядывает под елку и находит себе подарок). Хотя мало кто об этом догадывается. В Англии принято сжигать рождественское (или йольское, на современный языческий манер) полено. Дерево для этого полена находится в течение двенадцати часов перед Йолем. Считается, что полено должно гореть все двенадцать дней и ночей празднования Йоля. В некотором смысле это оберег против злых сил. Но в Исландии этой традиции не придерживаются. Йольские кушанья в Исландии В Исландии есть своя разновидность праздничного стола - аналог советских салата "оливье", жареной курицы и красной икры на ломтиках французского батона, а чуть в более позднее время ананасов в шампанском. На Йоль всегда пекут специальный хлеб "Лауфабрауд"(?). Обычно едят баранину (все-таки в Исландии много овец) - ногу или голову, картошку в карамели и рисовую кашу (пудинг). "Йольская каша" - это наш "сладкий рис", похожий на кутью: рис, сваренный в молоке с миндалем, изюмом и сахаром с корицей. Миндальный орешек, правда, должен быть один - кому он попадется, тот получает от хозяйки подарок. Вот вариант такого рисового пудинга с сайта GoldenBroom. У них он называется "Рисовая каша "Йоль": 4 кружки молока 1/2 кружки толчёного миндаля чайная ложка сливочного масла 1/4 кружки сахара 1 кружка белого риса (лучше круглого - прим. Г.Б.) корица 1 кружка сливок В большой кастрюле довести молоко до кипения, добавить рис и масло. Понизить температуру. Накрыть крышкой, дать рису кипеть на медленном огне около часа, пока молоко не выкипит. Затем переложить в неметаллическую посуду, добавить сливки, миндаль и сахар. Подавать в мисочках, посыпав корицей. А про хлеб тоже расскажем особо: Лиственный хлеб: Мука Пекарский порошок или сода (Bakers Ammonia) Соль Молоко Жир для запекания Доведите молоко до кипения. Смешать муку с пекарским порошком и солью. Влить молоко в муку и смешать. Замесить и вымесить в длинный жгут. Порезать жгут на кусочки и каждый раскатать в тонкий жгут. Жгуты каким-то непонятным (неуказанным) образом сложить в круглую форму, а затем украсить. Закрыть льняным полотенцем до готовки. Перед поставкой в печь, проткнуть в нескольких местах вилкой. Выпекать на высокой температуре до золотисто-коричневатого цвета. Подавать со сливочным маслом. И наконец "Картошка в карамели": Предлагаю свой способ, результат пары не вполне удачных опытов по точному следованию инструкциям. Очистите и сварите картошку (небольшого размера) целиком. Приготовьте карамель: всыпьте сахар на сковородку, добавьте сливочное масло (можно наоборот). Поставьте на огонь и ждите. Сахар должен не только стать коричневатым, но и расплавиться. Когда сахар станет жидким и при помешивании легко будут образовываться "карамельные стрелы", снимайте карамель с огня. Быстро берите ее ложкой и лейте на выложенную уже на тарелках картошку. Она тут же застывает, иногда прямо в воздухе, потому не теряйте времени даром. (Обмакивать картошку в карамель у меня не получилось - карамель просто не прилипала к ней.) Йольский кот В Исландии принято было считать, что те, кто не обзавелись к Йолю новой шерстяной одежкой - достанутся Йольскому коту. Это поверие возникло непонятно когда, но было записано в 19 веке. Оно было связано с тем, что к зиме нужно было обработать всю шерсть, состриженную с овец осенью. Закончившие свою работу получали в подарок какую-нибудь одежду или обувь. Ленивые ничего не получали. Накануне праздника Йоль приходит этот самый Кот и смотрит, у кого нет нового предмета одежды. У тех, у кого нет обновки, он отнимает весь праздничный обед (или даже съедает детей!). Считалось, что и у всех детей должно быть что-то новое из одежки на Йоль, а то Кот рассердится. 21-22 декабря. Солнце вступает в знак Козерога - происходит зимнее солнцестояние. Йоль - праздник, который отмечает момент, когда Солнце возрождается. Праздник зимы и почитания предков, день зимнего солнцестояния, торжество Великой Тьмы, самый короткий день в году, праздник зимы и почитания предков, кельтский Праздник возрождения Солнца. Ритуалы этого дня выражают желание помочь Cолнцу изменить свой путь на небе. Днём проводятся ритуалы, связанные со стихией Воды. Время медитации, раскрытия в себе новых способностей. Йоль отмечает точку в году, когда солнце возвращается, поэтому колдуны жгут свечи и костры, приглашая солнечный свет вернуться. В этот день принято оставлять включенным свет в доме или, по крайней мере, свечу на алтаре. Для современных колдунов это напоминание о цикле перерождений. Одна из традиций - сооружение йольского дерева. Это может быть живое дерево, пересаженное в землю, или срубленное. Колдуньи представляют дерево Йоль как дерево желаний. Часть дерева сохраняют, чтобы на следующий праздник Йоль сжечь на священном костре. Большая часть ствола иногда используется в ритуале создания защитного барьера: им обстукивают землю по внешней окружности магического круга. Ствол сохраняют для использования в качестве майского шеста на Белтейн. Виккане вешают на ветки письма с желаниями, которые должны сбыться в следующем году. Ещё в этот праздник принято сжигать деревянное изображения бога, символизирующее возрождения. Для этого лучше всего выбрать сосну или дуб. Вырежете символ бога круг с рогами белым ножом . Подожгите его и представляйте тёплые дни, наступление весны. Алтарь украшают ветками сосны, розмарина, лавра, ели, можжевельника, кедра. Также на алтарь ставят котёл в красной свечой. Может сложиться впечатление, что колдуньи пытаются копировать обычаи Йоля с праздника Рождества, но это не так. Богословы так и не пришли к единому мнению о точной дате рождения Христа. Поскольку церковь стремилась обратить в христианскую веру как можно больше язычников, день рождения Христа был просто совмещен с древним языческим праздником. Травы, традиционно используемые для украшения алтаря, пространства вокруг магического круга, и всего дома: лавр, восковница, чертополох, кедр, ромашка, вечнозеленые растения, ладан, мальва, можжевельник, омела, мох, дуб, сосновые шишки, розмарин, шалфей, падуб, плющ, яблоки, апельсины, лимоны. Традиционные благовония: восковница, кедр, сосна, розмарин. Священные камни: кошачий глаз, рубин. Цвета свечей: красный, зеленый, белый, золотой, серебряный. Из всех празднеств наших предков Йоль, несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами. Также Йоль - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов. Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время». По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, - брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд. В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (19 или 20 декабря в зависимости от года). По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась «материнской», и если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг, то сейчас это выражается как вечер «в кругу семьи». Однако самая важная ночь Йоля - это, конечно же, солнцестояние, самая длинная ночь года, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира… Заканчивается Йоль на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря). Следующий день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь. Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии «Двенадцатая Ночь» («Кнутов день») приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием. Йоль – один из малых сабботов. Он отмечается 20-23 декабря, само зимнее солнцестояние - в ночь с 21 на 22 декабря. В этот день Богиня рожает солнечного младенца, после чего удаляется на покой, набираться сил до прихода весны. Йоль – это день торжества Великой Тьмы. Самый короткий день в году, самая длинная ночь. Но в эту же ночь свет начинает набирать свою силу. Солнечный младенец еще совсем слаб и мал. Но его рожденье дарит людям надежду. Впереди – новое время тепла и света. Даже в самой густой мгле есть частица света, а в самом глубоком отчаянии – частица надежды. Этому учит нас мудрость Йоля. В этот день мы прощаемся со старым годом и благодарим его за все, что он принес нам. Мы c благодарностью принимаем его дары, вспоминаем свои поступки. Пусть одни из них были удачными, а другие нет. Не стоит отчаиваться из-за тех испытаний, которые нам выпадают. «Все что нас не убивает – делает нас сильнее». Ведьмы и колдуны хорошо знают об этом. Не стоит забирать с собой в новый год свои ссоры и обиды. Мы берем с собой своих друзей, а врагов оставляем в старом году на суд Богов. В этот день хорошо провести ритуалы и медитации, связанные со стихиями воды и огня. Этим мы помогаем Богу прийти в этот мир, а себя готовим к переходу в новый год очищенными от грязных помыслов и прочего ментального шума. Весь день в доме должны гореть свечи. Алтарь украшают ветками сосны, лавра, можжевельника. И конечно, не забывайте о традиционном йольском дереве. Один из символов Йоля – змея, кусающая свой хвост. Это – символ перерождения, обновления, бесконечности. Что-то приходит в нашу жизнь, что-то уходит… чтобы потом опять вернуться, но уже в новом качестве. Принимать новое с благодарностью и отпускать старое, изжившее себя без сожаления – великое искусство ведьм. Великая мудрость змеи – сбрасывать с себя старую шкуру, чтобы идти к новой жизни без груза прошлого. Поэтому мы не грустим в этом царстве мглы. Мы прощаемся со старым Богом и приветствуем рождение нового, молодого Бога!
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Суббота, 20.12.2008, 11:42 | Сообщение # 2 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| Йоль - праздник Долгой Ночи, это время самой длинной ночи в году и самого короткого дня (в наших широтах день длится меньше семи часов), но начиная с Йоля продолжительность дня увеличивается, и свет понемногу начинает преобладать над тьмой. Он относится к праздникам равновесия, это одна из четырех основных астрономически вычисляемых точек годового колеса. Праздник Йоль – преимущественно германо-скандинавский, по крайней мере именно там он праздновался регулярно и с большим размахом. В некоторых областях Норвегии во время этих празднеств солнце действительно переставало подниматься над горизонтом, и вновь появлялось примерно через 12 дней – период «подземного солнца» носил название Йольтайд, и завершался двенадцатой, йольской ночью. Поэтому и название Йоль как правило возводят к старонорвежскому hjul, «колесо», что, видимо, связано с тем, что в своем движении колесо пришло в нижнюю, самую темную точку года, но скоро оно в очередной раз повернется и снова начнется движение к свету. Впрочем, есть и второй вариант происхождения названия праздника: его возводят к староанглийскому слову Gūol, этимологически тесно связанному с современным английским yellow, «желтый» и английскому же gold, «золотой», и, одновременно, с индо-европейским корнем ghel – сиять. Позволю себе небольшое лирическое отступление и напомню финальную часть циклического мифа о боге и богине: на Самайн бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов - богиня-старуха, воплощение смерти и разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым. На Йоль приходит пора родов, - ночь, предшествующая дню солнцестояния называется Модранехт, - материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей, - и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, олицетворяя принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса. В ту же ночь новорожденный Бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает его, а с его победой начинается светлая половина года. По этим самым двенадцати дням и ночам после Йоля, пока идет битва между двумя королями, гадали о будущем (на двенадцать грядущих месяцев) – это как славянская, так и западно-европейская традиция. День, наступающий за Материнской ночью, считался «днем судьбы»: все, что было сделано и сказано в этот день до захода солнца, определяло события всего грядущего года. Двенадцатая ночь (собственно, тринадцатая, если учитывать Модранехт) считалась своеобразной кульминацией «гадательных дней» - и не было более верных снов, предсказаний, знамений, чем явленных в эту ночь. Двенадцатая ночь – время слов, и каждое слово, произнесенное в этот день, имеет особое значение. Считается, что произнесенные в двенадцатую ночь обет или клятва – нерушимы, а слова заклинаний и заговоров действуют как никогда эффективно. В ритуалах этого дня (преимущественно в Западной Европе) особое место отводится вечнозеленым растениям (падуб-остролист, ель, пихта, сосна, можжевельник, омела, плющ), как символам вечной жизни и как частице лета в сердце зимы – их ветви приносят в дома, развешивают по стенам, сплетают в венки, чтобы сила растений, так сопротивляющихся зимнему умиранию, помогла пережить холода и вывела людей из безвременья двенадцати йольских дней. На территории современной России почти не было обрядов, связанных с вечнозелеными растениями. Кое-где использовалась омела, но, к примеру, в других областях ее хоть и считали волшебным растением, но относились с большой опаской и в обрядности не использовали. Зато обряды с ряжеными присутствуют фактически в любой традиции празднования зимнего солнцестояния, Великой Ночи. У скандинавов и русских Йоль частично принимал на себя функции, свойственные кельтскому Самайну – считалось, что пока рождается новое солнце, грань между мирами очень тонка, и в мир могут приходить самые разнообразные существа, в том числе и покойники, - как своего рода, так и чужие (о том, как ряжение связано с миром мертвых – см. статью Самайн). В частности с этим связана общеевропейская традиция не отказывать в эти дни в пище и приюте никому из стучащихся в дверь: мало ли, кто может зайти, пока длятся страшные вечера. В Йоль часто проводятся аграрные обряды возвращения сбереженного людьми плодородия фруктовым деревьям – на ветви деревьев плодовых садов развешиваются пироги с начинкой из собранных с них же по осени плодов и совершается ритуальное возлияние вином (сидром). «Возвращение плодородия» полям проводится значительно позже. Кстати, украшение йольского деревца несет примерно то же значение: ветки живого и зеленого дерева украшаются выпечкой, ритуальными фигурками и шарами, символизирующими будущие плоды. Часть обрядов связана с успешной обработкой овечьей шерсти: к началу йольских праздников шерсть должна быть сострижена (между Мабоном и Самайном), промыта положенное количество раз, вычесана и, как минимум, перепрядена. В Исландии есть поверье (довольно старое, но записанное только в XIX веке) про Йольского Кота, который ночами Йольтайда ходит по домам и проверяет, у всех ли есть шерстяные обновки – нерадивого хозяина, поленившегося обработать шерсть, Кот мог, в лучшем случае, лишить праздничного ужина, а в худшем – определить лодыря главным блюдом на свою праздничную трапезу. Примерно те же функции носил Йольский Козел финнов и норвежцев – тот тоже ходил по домам и проверял, все ли работы по дому сделаны, чисто ли в доме, приготовлены ли положенные кушанья. Для Йольского Козла даже оставляли специальные кушанья, чтоб добрей был: шанежки и варенье из морошки. У славян во время Коляд ряженые женщины (или женщинами) тоже заходили в дома, и смотрели, допрядена ли кудель у хозяйки и сколько мотовил пряжи уже готово, в южно-русских областях эта функция отводилась ряженому Колядой. На Йоль вообще хорошо идут обряды и магические действия, связанные с нитями: плетение, завязывание, обвязывание, наузничанье, ткачество, обряды, основанные на собственноручно сделанной вышивке, а кроме того – расплетание старого, развязывание ситуаций и им подобные. Кроме того, на Йоль зажигается ритуальный костер (позднейшая традиция – сожжение Йольского полена, хотя неясно, использовалось ли йольское полено в ритуальных кострах, или просто заменило их), как символ исчезновения темной половины года в огне новорожденного солнца. Костры, теоретически, должны жечь весь Йольтайд – кстати, в Италии до сих пор сохранилась традиция поддерживать огонь от Сочельника до Крещения, это как раз 13 ночей. Золу от этих костров часто подмешивали в корм домашним животным, чтобы они оставались здоровы и плодовиты. Если горящее рождественское полено рассыпает искры, это считалось предсказанием богатого приплода скота в наступающем году, поэтому полено частенько били палкой, чтобы искр было побольше, и приговаривали: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Огни носили и другое значение, не только очистительное – они помогали молодому солнцу окрепнуть после рождения, «кормили» его, добавляли ему сил. В славянских странах тоже бытовала традиция йольского полена – оно называлось бадняк. Впрочем, бадняк мог быть не только поленом, но и корягой, пнем – хотя суть от этого не изменялась. Во времена христианизации на нем стали вырезать крест, что условно оправдывало языческий ритуал в христианский период, либо обливали полено маслом (вином, медом), подразумевая, что это кровь Христова. В принципе, в традиции йольского полена присутствует момент посланника-жертвы: тот же бадняк иногда считали одушевленным, его поили, кормили, украшали лентами, осыпали зернами из отложенной на сев части урожая, и сжигали в рождественском пламени – огне нового солнца – чтобы солнце дало свою силу и полям, и скоту, и людям, чтобы урожай был богат, животные здоровы, а люди – сильны. Помните детские стихи? «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится…» или «Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба». Но это преимущественно у восточных славян. К примеру у сербов бадняк – персонификация старого, прошлогоднего солнца, которое сжигают, чтобы ему на смену пришел Божич – молодой солнечный бог. Есть несколько основных традиций выбора йольского полена, в зависимости от народности: либо оно должно быть найдено в самый день праздника (как правило выбирается сухое дерево, но не поваленное, стоячее – т.е. ни живое, ни мертвое), либо его заготавливают загодя и хранят в течение полугода-года до солнцеворота. Где-то берут поленья дикорастущих деревьев, где-то плодовых. Еще одно примечание – во всех традициях полено должно быть с неснятой корой. На Руси на Зимний Солнцеворот жгли и спускали с горок «солнечные колеса» (тележные колеса, обмазанные смолой и подожженные), напутствуя их привести весну, лепили снежную бабу и разрушали ее снежками, устраивали кулачные бои и многие другие игры. Брали в дом вишневые веточки из сада, и ставили в воду – по тому, как быстро появятся листочки, гадали об урожае вишен. Кормили кур гречихой из правого рукава, чтобы раньше начинали нестись. Йоль вообще празднуется весело и шумно, чем сильнее общее веселье, чем ярче и выше огонь ритуального костра, чем больше гомона – тем больше вероятность, что празднующие люди помогут отогнать все зло, которое может помешать рождению молодого Бога. Очень важно в эту ночь дождаться рассвета (уж особенно, если ночь была звездной, а утро – ясным) и поприветствовать новорожденное Солнце. В то время, когда рождается новое, в Модранехт, все узлы должны быть развязаны, все путы сняты. Помните об этом, отмечая Йоль – те, кто празднует, должны быть легки и свободны от привязок и фиксаций, копившихся целый год. Для того, чтобы избавиться от них – есть время между Самайном и Йолем, а божественная Старуха поможет своим серпом.
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Суббота, 20.12.2008, 11:45 | Сообщение # 3 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ (Linnen - cainche) Зимнее солнцестояние было одним из важнейших моментов в годичных циклах культур неолитического периода. Это подтверждается наличием таких памятников позднего неолитического периода и Бронзового Века как Стоунхендж в Британии и Ньюгрэнж в Ирландии. Основные оси обоих памятников выровнены таким образом, чтобы наблюдать восход солнца в зимнее солнцестояние (Ньюгрэнж) и заход солнца в зимнее солнцестояние (Стоунхендж). Примечательно то, что в Стоунхендже Большой Трилит был воздвигнут за пределами центра монумента, и его гладкие плоские камни первыми встречают солнце середины зимы. Кельты также отмечали этот праздник, что подтверждается календарем из Колиньи. Deuoriuos Riuri – так предположительно называется день зимнего солнцестояния в календаре из Колиньи, что может означать «великий раздел, праздник мороза». Meбn Geimhridh (ирл. - Середина Зимы) или Grianstad an Gheimhridh (ирл. – зимнее солнцестояние) – эти названия используются для обозначения ритуалов и празднования зимнего солнцестояния прото-кельтскими племенами, кельтами и друидами. В ирландском календаре солнцестояния и равноденствия отмечают середину сезонов. The point of roughness – валлийский термин зимнего солнцестояния. В валлийской мифологии, в этот день Рианнон родила своего сына Придери. Кельтский праздник зимнего солнцестояния в последствии был смешан с римскими традициями праздника Сатурналии, скандинавскими традициями Йоля и христианским Рождеством. Эти традиции так сильно повлияли на характер праздника, что кельтский элемент установить довольно сложно. Некоторые исследователи придерживаются теории, что кельты не отмечали дни солнцестояний и равноденствий, но эти дни упоминаются в мифах, а также сохранился ряд древних обычаев и поверий, которые позволяют говорить о том, что кельты все же отмечали в том числе и зимнее солнцестояние. Проследить остатки кельтского ритуала зимнего солнцестояния можно в новогодних и рождественских традициях Британских Островов. Lб an Dreoilнn или День Крапивника, Охота в День Крапивника, Охота на Крапивника. В настоящее время проводится 26 декабря в Ирландии, Уэльсе и на острове Мэн. Традиция заключается в охоте на поддельного крапивника и помещении его на украшенный столб. Затем начинается праздник. Появляются ряженые, одетые в маски, обвязанные соломой или просто в пестрых костюмах, и, сопровождаемые музыкантами, начинают шествие по городам и деревням в память о празднике, который проводили друиды. Категорически запрещено трогать гнездо крапивника. Считается, что если побеспокоить гнездо, то в человека, кто это сделал – ударит молния. Изначально группа мальчишек «bouchal na dhruleen» должна была охотится на настоящего крапивника до тех пор, пока не поймает или не убьет его. Если птица была убита, мальчики несли её в город и пели песню, у которой существует множество вариантов, чтобы собрать пожертвования для проведения танцев и праздника. В обмен они часто давали перышко крапивника на удачу. В центре площади устанавливали столб, который украшали венками, цветами и лентами. Когда на вершину помещали крапивника, вокруг столба начинались танцы. Со временем настоящая птица была заменена на искусственную, которую прятали, а затем мальчики её искали. К веселому поиску часто присоединялись девочки и даже взрослые. До сих пор люди украшают столбы и танцуют вокруг них, а деньги, собранные на праздник идут на благотворительность. Считается, что традиция этого праздника идет из мифологии кельтов. Источники свидетельствуют, что друиды использовали крапивников в дивинации, и по полету этих птиц предсказывали будущее. Есть сведения, что друиды называли крапивника «Королем Птиц». Во многих культурах Европы крапивнику присуждали некое «королевское» происхождение. Даже в русском языке есть второе название крапивника – «королёк». А во Франции крапивник считался священной птицей Тараниса. Есть предположение, что мэнское и ирландское названия этой птицы «Dreain» и «dhruleen», восходят к «druai-eean», что означает «птица друидов». У валлийцев птица, как и сами друиды, назывались словом «Dryw» На острове Мэн же существует такая легенда. В давние времена появилась на острове фейри необычайной красоты. Она обладала необычайным влиянием на мужчин, и они, соблазненные её красотой, следовали за ней, куда бы она ни повела. А вела она их прямиком в море, где они и тонули. Предание гласило, что остров будет освобожден, когда появится странствующий рыцарь, который узнает о чарах, что использует фейри, и придумает, как её убить. Так и случилось, но почуяв опасность, она превратилась в крапивника и сбежала от рыцаря. Однако на фейри наложили заклятие, что каждый год в это время она будет превращаться в крапивника. И с тех пор в этот день от рассвета до заката каждый мальчик и каждый мужчина ловят и убивают крапивников, надеясь уничтожить ту фейри, которая властвовала над мужчинами в те далекие времена. Также существует много ассоциативных легенд. Например, по одной из них крапивники несут ответственность за сражение, проигранное ирландцами викингам, так как крапивники предали ирландцев и били крыльями им по щитам. А в начале второго тысячелетия крапивники якобы предали христианского мученика Стивена (Стефана), с тех пор праздник носит его имя. Вероломство этих птиц в мифологическом контексте, вероятно, и является той причиной, по которой этих птиц ловили. Hogmanay – в Шотландии это слово обозначает последний день года. В настоящее время отмечается 31 декабря, но корни этого праздника восходят как к празднованию Сауня, так и к зимнему солнцестоянию. Один из самых распространенных обычаев этого дня – это First-Footing. Первый человек, который заходит в дом после полуночи, должен принести с собой особые подарки, чтобы принести в дом удачу на будущий год. Это могут быть: соль, уголь, виски, фруктовый пирог, хлеб. Считается, что больше всего удачи может принести высокий красивый темноволосый мужчина, дело в том, что именно так выглядел коренной шотландец, а блондин или рыжеволосый человек – это чужак северянин. Множество обычаев этого дня связаны с огнем. На северо-востоке Шотландии принято делать шары из горючих материалов таких как бумага, перья, пух. Два таких шара в диаметре примерно 60 см. связывают цепью иди веревкой, которая не горит, и ровно в полночь их зажигают и начинают крутить над головой, пока они не потухнут. Другой обычай, связанный с огнем – это Burning the clavie. Сейчас его проводят 11 января (1 января по юлианскому календарю) в «старый новый год». Этот обряд до сих пор проводят в рыбацких деревнях у залива Мори-Ферт. Clavie – это большой факел на деревянной основе, на которой находится наполовину расколотая бочка, заполненная смолой. Её зажигают, обносят вокруг деревни и несут к руинам римского алтаря форта на холме Дури Хилл, который местные называют Douro. Когда факел разлетается на куски, жители собирают угольки и несут домой, кладут в свои печи и камины, чтобы ведьмы и злые духи их не беспокоили. Происхождение этой традиции изучено не до конца. Некоторые предполагают, что это римский обычай, так как форт принадлежал римлянам. Но скорее всего он имеет более древние корни – кельтские, или, возможно, пиктские. Дело в том, что на месте римского форта изначально находился форт пиктов. А сами римляне на этой территории задержались совсем не долго, и вряд ли могли укоренить свои обычаи у местного населения. Есть также старинная традиция горцев saining, что значит «защита» или «благословление». Ранним утром нового года дом окуривают дымом горящих ветвей можжевельника, а также пьют и разбрызгивают воду из ближайшего к дому «брода живых и мертвых». А затем все окна и двери распахивают, чтобы впустить прохладный воздух нового года. На территории Британских островов, а также Бретани, до сих пор в очагах жгут огромное полено. Считается, что этот обычай идет со времен друидов, когда костры на холмах были общественным ритуалом огня, а полено в очаге – домашним ритуалом. Друиды также в это день срезали омелу с дерева и раздавали в знак благословения людям. Как мы видим, большинство сохранившихся обычаев связаны с огнем. Эти же обычаи и наиболее широко распространены, что дает нам основание считать, что одним из основополагающих моментов в кельтском празднике зимнего солнцестояния был огонь, а также идея очищения, как самого человека, так и его жилища. Несколько обособленно стоят традиции Ирландии и Острова Мэн с их Охотой на Крапивника. И хотя сама традиция сохранилась хорошо, её изначальный смысл теряется во множестве легенд, связанных с этим днем. Источники: 1. The Folk-Lore of the Isle of Man By A. W. Moore [1891] 2. The Religion of the Ancient Celts By J. A. MacCulloch [1911] 3. CHRISTMAS AND THE CELTS by Treasa 4. Deuoriuos Riuri by Mary Jones © 2004 5. Winter Solstice by Mнchealнn Daugherty 6. Winter Solstice & Sun Worshippers by Sarah Clarkin 7. Scottish Hogmanay Customs and Traditions at New Year by AboutAberdeen.com 8. Wren Day by Mнchealнn Daugherty 9. http://www.dun-laoghaire.com/ © Linnen 2008
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Суббота, 20.12.2008, 11:51 | Сообщение # 4 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| РИТУАЛ НА ЙОЛЬ (по книге Кассандры Изон) Ритуал середины зимы - праздник возрождения Солнца Этот ритуал стоит проводить в канун зимнего солнцестояния. Подготовьтесь к нему, украсьте вечнозеленое растение красными и золотистыми игрушками и лентами, окружите его пятью долго горящими белыми свечами или одним светильником с пятью фитилями. Первая свеча должна гореть 24 часа, вторая примерно 18 часов, третья около 12, четвертая и пятая меньше, хотя вы можете заменять их, зажигая вместо догоревшей следующую. Мы придерживаемся кельтского времени, и поэтому наш ритуал кончится с началом нового дня на заходе солнца в день солнцестояния. Тем не менее, если вам больше нравится, можете провести ритуал на 24 часа позже или в уикенд, когда удается подольше побыть дома. В некоторых семьях ритуал приурочивают к христианскому празднику и начинают в канун Рождества. Если не хватает времени, вы можете провести ритуал за более короткий отрезок времени, объединив несколько стадий и зажигая меньшее количество свечей. Этот ритуал вы можете проводить с друзьями и родственниками, со своим ковеном или работать в одиночестве, чтобы избежать суматохи, а иногда и нервозности, характерных для Рождества. * Перед самым наступлением сумерек задуйте все свечи, кроме одной маленькой, чтобы видеть, что вы делаете. Скажите: Свет идет от старого Солнца, но мы знаем, оно вернется, Чистое и ясное, и с ним возродятся наши надежды. * Посидите несколько минут в темноте, стараясь ни о чем не думать, поглощая энергии. * Уже в сумерках зажгите первую белую свечу, произнеся: Свет возвращается: мы предлагаем нашему свету присоединиться к тем лучам, Которые есть повсюду во Вселенной, не давая темноте появиться снова. * Оставьте свечу догорать и проведите вечер вдали от всех суматошных приготовлений, которые начнутся завтра: поужинайте, послушайте музыку, поговорите о прошлом Рождестве, его особенностях и недостатках. * В полночь или незадолго до нее приготовьтесь ко сну, зажгите еще одну свечу, сказав: Свет усиливается, так как новое Солнце стремится вперед, из глубины пещеры Скоро возвестит о новом дне: мы, объединившись с нашими Предками и теми, кто еще не родился, просим Солнце засиять в полную силу. * Оставьте свечи в безопасном месте и, проснувшись утром, даже если день еще не наступил, зажгите третью свечу, заменив и снова засветив все остальные, если они почти догорели. Скажите: Солнце поднялось из пещеры, в радости и сиянии; Мы соединим свой свет с лучами нового утра. * Утро проведите под открытым небом, если можно, собирая зелень или лепя маленькие глиняные рождественские фигурки, сантоны, как их называют во Франции, попытайтесь добиться максимального сходства с членами семьи и друзьями. * В полдень зажгите четвертую свечу, еще раз заменив те, которые сгорели, произнеся: Я радуюсь свету, что нас окружает; Солнце живет и расцветает И множится тысячей падающих лучей. * Насладитесь в кругу семьи и друзей праздничным обедом и позвоните или, может быть, сделайте маленькие подарки тем, кто остался на Рождество в одиночестве и пригласите их присоединиться к вашему столу. * Наконец, в сумерках зажгите последнюю свечу, сказав: Гори ярко и согрей поля и море и Всех созданий, рожденных матерью. Мы благодарим тебя. * Перед сном, гася оставшиеся свечи, пошлите всем свои мысленные пожелания, произнеся: Иди счастливо, неси радость и мир и изобилие всем, кто нуждается в них. Благословляем тебя за эти Святки и за всех нас.
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Понедельник, 22.12.2008, 18:00 | Сообщение # 5 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| Ну как все встретили Йоль?))) с праздничком кстати, с новым годом)))) А Йольтайд начнётся с 22 декабря и продлится 12 дней...
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Тароша | Дата: Среда, 22.12.2010, 12:46 | Сообщение # 6 |
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
| Всех с очередным Солнцестоянием!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В этом году оно особенно мистическое совпали три небесных явления полное лунное затмение, полнолуние и солнцестояние!!!!!!!! самый темный день в году благодоря полнолунию таковым небыл. Небесная алхимия в действии )) читать новость
Сообщение отредактировал Тароша - Среда, 22.12.2010, 20:43 |
|
| |
|