О каком бы шаманизме ни шла речь — о сибирском или австралийском, североамериканском или африканском, везде карьера шамана начинается с выбора, и неважно, требование ли это духа-покровителя или личное желание человека, в любом случае этот момент становится отправной точкой всей его дальнейшей судьбы. В шаманизме, в отличие от других мистических систем, важную роль играет избранничество. В большинстве случаев, чтобы стать шаманом, человек должен быть избран, каким-либо способом отмечен сверхъестественными силами, даже в случае передачи шаманских способностей по наследству.
Безусловно, немаловажную роль играет предрасположенность кандидата к экстатическим переживаниям. Именно шаманом, а не магом, знахарем или колдуном, человек становится исключительно в случае избранничества. Эта особенность придает некоторую элитарность данному явлению, подтверждающуюся тем фактом, что в большинстве известных нам шаманских традиций сакральное знание держится в строжайшем секрете и передается только от учителя к ученику или от духа либо божества напрямую шаману посредством видений и снов.
Обобщая формы шаманского избранничества, способы обретения шаманских способностей можно объединить в три группы. Наследственная передача шаманских знаний.
• Природное призвание (выбор кандидата духами или другими сверхъестественными силами).
• Собственная инициатива (те случаи, когда шаманом становятся по своему желанию или по велению рода; такие шаманы, однако, считаются более слабыми по сравнению с теми, кто пришел в шаманизм по призыву духов, богов или кто унаследовал шаманские знания).
В большинстве случаев наследование шаманских способностей происходит после смерти отца с соблюдением определенного ритуала. Так, у ненцев после похорон сын вырезает из дерева руку и посредством ее получал дар шаманства.
У племен томпсон, шусвап, южные оканагоны, клаллам, нез персе, кламас, тенино известны случаи, когда отец-шаман еще при жизни передает шаманские знания своему ребенку. Так же поступают и в Северной Каролине, в частности в племени шаста, а также у хупа, чимарико, винту и западных моно. При этом главной составляющей шаманского наследства являются духи-помощники. Хотя в североамериканских племенах часто духов-помощников ищут заново или обретают в видениях, снах.
У остяков (ханты) в случае, когда сыновей несколько, отец-шаман сам выбирал себе преемника, исходя не из принципа старшинства, а из способностей кандидата к экстатическим видениям. В дальнейшем тайное знание передавалось только ему.
У казахов и киргизов тоже существует традиция передачи шаманского дара от отца к сыну. Правда, бывают случаи, когда он переходит сразу к двум сыновьям, если оба обладают необходимыми способностями.
Один из нанайских шаманов рассказывал: «Когда шаман умирает, он зовет к себе старшего сына или брата и говорит ему: "Будь шаманом!" Тогда тот хватает его духов-помощников (изо рта в рот) и становится шаманом».
маньчжурских эвенков шаманские способности переходят не от отца к сыну, а обычно от деда к внуку. Это объясняется тем, что сын должен заботиться о делах отца и он не в состоянии стать шаманом — у него на это просто не остается времени.
У маньчжуров наследовать духов, оставшихся свободными после смерти отца-шамана, может и сын, и внук. Тот, кого выбрали на роль будущего шамана, убегает в горы и остается там неделю и более, питаясь животными, которых, согласно поверьям, он хватает зубами. По истечении срока этого «безумного» уединения кандидат возвращается в родную деревню в грязной, разорванной одежде, со спутанными волосами и часто окровавленный. Пройдет не менее недели, прежде чем он вновь станет произносить человеческие слова, поначалу бессвязные и лишенные смысла. Пока кандидат пребывает в этом пограничном состоянии сознания, старый шаман осторожно задает ему вопросы. Но дух, вселившийся в тело человека, молчит, злится и лишь спустя некоторое время указывает на того из шаманов, который должен будет принести жертвоприношение богам и подготовить церемонию посвящения.
Если шаман бездетен, свои знания и духов-помощников он передает другому человеку — другу или ученику, но только в том случае, если они в состоянии принять (и вынести) этот дар, а также если они склонны к экстатическим видениям. Даже если кандидат с самого детства воспитывался для того, чтобы стать шаманом, но при этом не обрел видения и не проявил внешних признаков избрания духами, род отвергнет такого претендента.
У бурят непременным условием для того, кто желает стать шаманом, было наличие удха (шаманского происхождения, принадлежности к «шаманскому корню»), имеющего шесть видов в зависимости от его природы:животного или птицы. Как правило, сверхъестественные существа сообщают человеку о том, что он избран стать шаманом и с этого момента ему надлежит вести другой образ жизни. Иногда эту новость сообщают души предков-шаманов. Если же кандидат отказывается, то духи долго мучают его болезнями, заставляют страдать до тех пор, пока он не согласится стать шаманом.
Восточные остяки (ханты) не обучают шаманству, поскольку считают его даром неба, получаемым в момент рождения. То есть шаман уже изначально обладает способностями и знаниями своей будущей профессии. Таких же взглядов придерживаются и в Прииртышье, где дар, ниспосланный Санке, проявляется с детских лет.
По мнению васюганов, шаманские способности являются исключительно даром богов или духов, наследственными они только кажутся.
Юраки-самоеды определяют будущего шамана по тому, как родился ребенок. Если он появился на свет «в рубашке», то ему на роду написано стать шаманом. Такой избранник уже с юных лет будет непохожим на своих ровесников, и особенно отличие проявится в период полового созревания; иногда во сне он станет петь, что и является определяющим признаком. Когда эти и другие признаки проявятся в полной мере, кандидат должен обратиться к старому шаману, чтобы тот обучил его шаманской технике. Те, кто рождается в «шапочке» на голове, станут меньшими шаманами. Якуты тоже скептически относятся к передаче шаманской силы по наследству. По их представлениям, эмеген (дух-покровитель) после смерти шамана, с которым он был связан, не исчезает бесследно, а пытается воплотиться в ком-либо из членов его семьи, как правило в юноше. Избранный теряет рассудок, впадает в бешенство, убегает в лес, где долгое время питается корой деревьев, в исступленном состоянии бросается то в огонь, то в воду, ранит себя острыми предметами и так далее. В этом случае семья избранного эмегеном юноши обращается за помощью к старому шаману. Будущий шаман получает от своего наставника знания о различных духах, способах их призвания и управле- Только после того, как учитель сочтет своего подопечного готовым и способным контролировать обретенные умения, придет очередь настоящего посвящения в шаманы, длящегося порой не один день и состоящего из нескольких больших церемоний.
Примером воплощения духа-покровителя служит история знаменитого якутского шамана Тюспюта. Однажды он путешествовал далеко на севере. Забравшись высоко в горы, Тюспют решил разжечь костер, чтобы приготовить себе еду. В поисках подходящих материалов он набрел на кучу хвороста, под которой, как оказалось, был похоронен тунгусский шаман. После того как хворост был брошен в огонь, дух шамана овладел им. Именно поэтому во время сеансов Тюспют выговаривал тунгусские слова. По словам очевидцев, этот шаман также принимал и других духов и нередко во время камлания говорил на их языках. Подобное яв-ление не считается якутскими шаманами чем-то неординарным, поскольку, согласно их верованиям, после посвящения в шамана могут входить различные духи — духи умерших шаманов или принадлежащие им духи-помощники.
Шаманский дар и посвящение, даваемое душами умерших шаманов, широко распространено в Южной Америке (это одинаково присуще как шаманам бороро, так и шаманам, принадлежащим к классу ароэттаварааре или барии).
Указания на избранничество духами умерших предков или друзей мы встречаем и на острове Кар Никобарского архипелага. Юноше, отличающемуся болезненностью, суждено быть шаманом, но окончательно в этом убеждаются только после того, как духи оставляют ночью в его доме какие-либо знаки, символизирующие шаманский выбор: листья, кур со связанными ногами и тому подобное. У ароэттаварааре о том, что человек выбран для шаманской профессии, судят по его поведению. Если во время прогулок рядом с ним садятся птицы, но при попытке дотронуться до них они исчезают, а после возвращения домой он подергивается в странных конвульсиях и бормочет непонятные слова, считается, что кандидат вступил на путь видений. Когда от его тела начинает распространяться легкий запах гнили, а от сильного порыва ветра он теряет равновесие и падает, как убитый, считается, что в этот момент в неофита входит дух и он становится шаманом.
Что же касается выбора, то, согласно поверьям, кандидат не может отказаться от уготовленной ему судьбы.
Шаманские духи редко предоставляют человеку право выбора, и порой прекращение шаманской практики в буквальном смысле равносильно смерти.
У шастов первый признак обретения шаманских способностей — видение в снах умершей матери, отца или других предков. А винту считают человека отмеченным после того, как ему начинают сниться умершие дети.
Души умерших считаются источниками шаманского дара также у павиотсов, шошонов, сидитерс, индейцев лиллуэт и томпсон.
Интересное «сотрудничество» наблюдается у апинаевских шаманов. У них избрание осуществляется душой родственника, а собственно обучением шаманским техникам и передачей сакрального знания занимаются духи. Причем с последними будущего шамана знакомит душа умершего. Подобную схему мы встречаем также у сибирских, алтайских и австралийских шаманов. Но, невзирая на важность контакта с духами предков и богами, обучение у старых шаманов — обязательный этап в овладении шаманским ремеслом.
Один из признаков избранничества у туруханских тунгусов — видение во сне «черта» Харги, выполняющего шаманские обряды.
У аларских бурят, будущего шамана выбирают духи предков-шаманов — утха. Для обучения они уносят его душу на небо, где она вступает в любовные связи с девятью супругами Техе Шара Мацкала, являющимися дочерьми Солбонга — бога утренней зари.
По мнению бурят, если избранным становится ребенок, утха терзает малыша, он плачет во сне, становится нервным. Тогда в возрасте тринадцати лет он уже проходит инициацию. Его обучение проводится под руководством не только учителя-шамана (называемого им «Отцом-шаманом»), но и стариков рода, передающих ему знания о генеалогии и традициях рода, о шаманской технике, мифологии и лексике. Один из признаков удачно проходящего обучения — пение кандидатом во время экстаза шаманских гимнов. Считается, что это хороший знак, говорящий о том, что контакт с духами налажен. Немаловажная часть подготовительного периода — путешествия, совершаемые будущим шаманом во сне. Иногда во время экстатического опыта духи уносят неофита даже в преисподнюю.
Передача шаманских способностей у южносибирских бурят преимущественно наследственная, но бывают и исключения, когда шаманами становятся по выбору бога или духа, отмечающего избранника ударом молнии, что указывает на небесное происхождение шаманских способностей, или камнем, упавшим с неба: иногда человек пьет тарасун (молочную водку), а в нем, как бы случайно, оказывается маленький камушек, неизвестно откуда появившийся. Но, даже несмотря на такой «указующий перст», будущему шаману все равно необходимо пройти специальное обучение.
Особое значение поражению молнией придают и сойоты (тувинцы), нередко изображающие ее на шаманском бубне. Считается, что иногда в виде молнии к будущему шаману нисходит даже дух, чтобы дать ему посвящение.
Иногда животных, играющих важную символическую роль в шаманизме, человек видит во сне, что тоже является признаком избранничества. Так, у одного шамана в возрасте около тридцати лет было несколько таких видений: ему снился красный конь с белым брюхом, леопард, положивший ему лапу на плечо, и змея, укусившая его. Но это были только первые знаки, собственно же инициацию он получил только спустя двенадцать лет.
Порой духи на роль шаманов выбирают не только молодых кандидатов, но и зрелых людей. По рассказу шаманки Старой Дикси, первый дамагоми (дух-хранитель) нашел ее, когда она уже была замужем. Он явился ночью, и его появление вызвало большой шум. Дамагоми потребовал, чтобы Старая Дикси отправилась к нему в гости — далеко в горы. Так она получила шаманское призвание.
Другая шаманка на момент посещения ее духом-покровителем уже не только была замужем, но и имела ребенка. Сколько она и ее муж ни пытались противиться выбору духа, в итоге им все равно пришлось принять павший на нее выбор, и во сне женщина познала тайны шаманского ремесла.
По мнению шаманов, поддержание отношений с душами умерших означает в некотором смысле самому быть умершим, что для шаманской инициации весьма важный момент. Как говорят в Южной Америке, «умершие знают все». Поэтому шаман должен умереть (имеется в виду ритуальная смерть), чтобы обрести возможность встретиться с духами предков-шаманов. Чтобы живые «сравнялись» с мертвыми, у некоторых народов во время посвящения кандидатов кладут в свежевырытые могилы, закапывают в землю или заваливают сухими ветвями. Там они лежат недвижимо, подобно мертвым. Иногда их натирают белым порошком, чтобы сделать похожими на привидения (духов). А в некоторых случаях они даже стараются имитировать поведение умерших — хватают пищу зубами без помощи рук, ибо считается, что именно так питаются души умерших. Индии с молодыми девушками, которые должны стать шаманками. Первый раз дух-жених обычно приходит к ним во сне в виде красивого, богато одетого индуса и предлагает выйти за него замуж. Почти во всех случаях девушка поначалу отказывается от предложения, поскольку известно, что профессия шамана нелегка и сопряжена с немалыми трудностями. Отказ, как и в других традициях, приводит к страданиям: дух начинает мучить девушку ночными кошмарами, увлекает в сновидениях в подземные миры, где она видит страшные картины, а порой он даже угрожает ей, обещая, если та не передумает, поднять ее высоко-высоко в небо и бросить вниз. Угроза падения с высоты — не такой уж редкий прием, используемый духами для того, чтобы добиться от девушки согласия на брак. Одна шаманка вспоминает: «Дух увлек меня в воздушный вихрь и поднял на огромное дерево, посадил на тонкую ветку и начал сильно качать дерево вправо и влево. Я была так напутана, что сейчас упаду с большой высоты, что немедленно согласилась выйти за него замуж». Естественно, девушка не выдерживает и заболевает, теряет рассудок и совершает несвойственные ей поступки. В этом состоянии она в одиночестве бродит по лесам и полям. Растрепанные волосы, отсутствующий, задумчивый взгляд, слегка замедленные или слишком резкие телодвижения свидетельствуют о том, что она пребывает в смятении. Тогда в происходящее вмешиваются ее родители,они, исходя из поведения дочери, даже если она ничего не рассказывает и хранит свои переживания в тайне, догадываются, что с ней происходит, но в данном случае важно, чтобы она сама призналась им, что избранна духом. Это, во-первых, облегчит ее душевное состояние, а во-вторых, даст родителям определенную свободу в действиях. Родители организовывают брак дочери с ее духом-хранителем.
После бракосочетания супруг-дух шаманки регулярно посещает ее, преимущественно ночью. Когда он приходит, под влиянием его чар все в доме засыпают и спят беспробудным сном до тех пор, пока он не уйдет. Обычно дух задерживается у своей «жены» до самого рассвета. Случается, что он забирает девушку-шаманку на несколько дней в джунгли, где поит ее пальмовым вином. Как и у обычных земных супругов, через некоторое время у них рождается ребенок. Каждую ночь отец-дух приносит малыша матери, чтобы она кормила и воспитывала его. Но, несмотря на появление ребенка, необходимо подчеркнуть, что связь между духом-хранителем и молодой шаманкой по существу не сексуальна. В основном он обучает ее шаманским наукам (преимущественно в сновидениях), а когда она исполняет свои священные обязанности, сидит рядом и подсказывает, что необходимо делать.
В некоторых традициях выбор духами кандидата связан со смертью последнего. Так, у бинбингов бытует поверье, что знахарей-шаманов выбирают и посвящают духи Мундаджи и Мун-канинджи (отец и сын). Один из шаманов рассказывал, как однажды, находясь в горах, он набрел на пещеру, где встретил Мундаджи, который, схватив его за шею, убил. Далее последовал ритуал посвящения, после чего Мунканинджи вернул его к жизни и объявил, что отныне он — шаман-знахарь и ему суждено лечить людей и избавлять их от порчи. Затем, пролетев с духом по небу, он был возвращен к родственникам, решившим, что он погиб, и уже оплакивающим его. По возвращении шаман-знахарь еще некоторое время пребывал в оцепенении, но потом пришел в себя, и, заметив случившиеся с ним перемены, все поняли, что он стал шаманом-знахарем.
Учеными-этнографами зафиксированы и случаи выбора будущего шамана, связанные с одержимостью — проникновением духа в человеческое тело. «Я собирала ракушки между рифами, когда почувствовала легкий удар в грудь, и отчетливый голос внутри меня сказал: "Стань мачи! Такова моя воля!" В тот же момент от сильной боли я потеряла сознание. Это вошел в меня Нгенечен — повелитель людей». Так о своем избранничестве рассказывала девушка из племени арауканов.
Выбор будущего шамана, связанный с влиянием сверхъестественных сил, также важный элемент в верованиях саоров (сава-ров), бирхоров, джуангов, ораонов, муриев, бондов, байгов и кхондов.
Алтайцы допускают, что человек может стать шаманом по собственному желанию, но вряд ли он будет действительно могущественным и высокочтимым. То же самое мы наблюдаем и у кобенов, где шаман, получивший свои способности по наследству, априори обладает большей силой, чем ставший шаманом по собственной инициативе. У саамов, наравне с передачей шаманского дара по наследству, духи даруют эти способности и тем, кто желает посвятить себя шаманству. В Южной Америке, когда молодой хиваро решает стать шаманом, он ищет учителя и платит за обучение. Но, чтобы оно было успешным, ему необходимо вести строгий аскетический образ жизни, включающий в себя длительные периоды голодания. Он также пьет специальные наркотические напитки (особенно табачный сок, играющий важную роль в посвящениях южноамериканских шаманов). Это продолжается до тех пор, пока перед кандидатом не предстанет дух Пасука в облике воина.
Когда юноша из племени шушвапов, обязательно достигший зрелости, но еще остающийся девственником, решает стать шаманом, он уходит далеко в горы и строит так называемый «шалаш потения». Каждую ночь он очищается в нем испариной, танцует и поет, а утром возвращается в родную деревню. Его цель — увидеть во сне животное, которое он хочет иметь своим духом-покровителем, и попросить его помочь стать шаманом, даровать магическую силу и свое покровительство. В ожидании видения порой проходит очень длительный период, иногда даже годы. Но когда животное появляется, неофит, как правило, лишается чувств либо впадает в такое состояние, когда не понимает, где находится, день сейчас или ночь и что с ним происходит. В этом трансовом состоянии животное учит его специальной песне, посредством которой он сможет его призвать, когда это будет необходимо. Затем оно дает кандидату шаманское посвящение и обучает своему языку.
У жителей острова Ниас избранник в один из дней неожиданно исчезает, похищенный духами. Они уносят его на небо, откуда он возвращается в деревню через три или четыре дня. Если за этот срок неофит не объявляется, его начинают искать и находят обычно на верхушке дерева, где он разговаривает с духами. Если неофит выглядит как сумасшедший, необходимо провести жертвоприношение, чтобы он вновь обрел рассудок.
В племени мара тот, кто желает стать знахарем-шаманом, должен разжечь костер и сжигать в нем жир до тех пор, пока не явятся два духа Минунгарра, чтобы дать кандидату посвящение и сакральное знание.
У эскимосов будущий шаман должен ночью отправиться на утес со множеством пещер. Если, двигаясь в кромешной темноте, он попадет в одну из них, а не наткнется на скалу, значит, ему суждено стать шаманом, в противном случае лучше отказаться от этой идеи. Кроме того, кандидат должен пройти через небольшое испытание: после того как он найдет пещеру, вход в нее закроется и откроется спустя некоторое время, но не надолго. Если кандидат успеет выйти — вернется домой, если нет — навсегда останется в пещере.
У эскимосов иглулик, когда кто-то решает стать шаманом, он отправляется к старому шаману и, принося ему подношения, произносит: «Я пришел к тебе, ибо стремлюсь видеть». В тот же день учитель обращается к своим духам-помощникам, чтобы они устранили все препятствия на пути обучения. Чтобы подтвердить свою просьбу, кандидат и члены его семьи исповедуются перед шаманом в нарушениях табу.
У анмасальских эскимосов старый шаман сам выбирает себе преемника, обычно еще в детском возрасте, чтобы сакральноезнание рода было сохранено для будущих поколений. Как правило, выбор падает на мальчиков в возрасте от шести до восьми лет склонных к мистическим переживаниям, в частности к видениям. Само же обучение проходит в строжайшей тайне далеко от дома, высоко в горах, у старой могилы или озера.
Иногда учитель дает будущему шаману задание — тереть друг о друга два камня до тех пор, пока перед ним не появится медведь, что-одинаковы везде, как у эскимосских, так и у австралийских шаманов. Кроме того, сами шаманы, зачастую представляющие собой интеллектуальную элиту своих народов, прекрасно отличают шаманскую харизму от психопатологии. И, наконец, необходимо понимать, что порой речь идет не столько о настоящей болезни, сколько о постепенном изменении поведения. У будущего шамана проявление симптомов «шаманской болезни» — это, если хотите, прелюдия к новой жизни, в которую он нередко входит, сам того не осознавая. Таким образом, психопатологическая концепция шаманизма совершенно не соответствует реальному положению вещей.