Шаманизм.
|
|
Мара | Дата: Понедельник, 23.02.2009, 11:02 | Сообщение # 1 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| Существуют ли какие-нибудь отдельные направления внутри шаманизма? Корни многих, если не всех, религиозных конфессий, мировоззрений лежат в рамках традиционных, ныне называемых "шаманскими" взаимоотношений с окружающим миром. Практически каждая культура сохранила в себе те или иные архаичные черты, которые принято считать типичными для шаманизма. Именно поэтому, если рассматривать проблему в максимально широком плане, то течений в шаманизме ровно столько, сколько существует народов, традиций, религий, убеждений, философских школ. С другой стороны, если попытаться ограничить число и придать ему хотя бы относительную определенность, то немедленно возникнет вопрос о системе критериев, с помощью которых та или иная культура будет считаться "шаманской" или нет. Такой системы нет, и едва ли она возникнет. Однако шаманским ( хотя бы отчасти) можно признать Путь , который подразумевает осознание всего вокруг как единого и живого, наделенного частицей Великого Духа, его воплощением. Как следствие--шаман способен именно общаться ,творя магию--ведь изменяя мир ,он изменяет себя и наоборот. Практически все шаманские культуры воспринимают мир сновидений как реально существующий и активно включают его в свою жизнь. Подобных черт можно выделить десятки, если не сотни. Иногда разделяют ,например, гавайский шаманизм, сибирский шаманизм, полинезийскую ветвь, пути племен американских индейцев, африканские разновидности шаманизма. Однако каждая из этих групп , в свою очередь, может быть разделена еще на много подгрупп. Следовательно, более рациональным представляется сравнительный анализ верований и мировоззрений, существовавших и существующих по сей день у разных этносов , и последующий синтез общих закономерностей. Но ,наверное, есть какие-то самые известные школы? Те формы шаманизма, которые сохранились в наиболее цельных формах ( мировоззрение, культ, система верований и обрядов, социальные особенности --все в совокупности) , а не в виде отдельных черт -- это шаманизм аборигенов Австралии, шаманизм толтеков (Мексика и юг США--в основном на территориях резерваций), практически любое из племен, которых не коснулась цивилизация в обычном смысле этого слова. Можно с большой степенью вероятности утверждать, что любое из племен Амазонии, живущее в тех местах, которые считаются совершенно непроходимыми, будет поклоняться и почитать скрытые силы мира именно через призму шаманизма. Склад ума, логика, структура общины --все будет так или иначе отражать основные принципы и подходы шаманизма в его первоначальном виде. Как можно изучать шаманизм? Как и любое другое знание, шаманизм поддается изучению. Схема проста-- вы находите источник и черпаете из него знания. Я намеренно не говорю "информацию", потому что информация-- лишь часть знания. Кроме нее оно включает в себя и понимание( то есть "со-настройку" системы мировоззрения и внутренней душевной и психической организации с учетом все новых данных), которое достигается с течением времени, и осознание ( активное прописывание в себя информации ), управление осознанным, полное владение знанием и многое, многое другое. Знание ( часть его) может поступать из книг, любой иной печатной продукции. В связи с этим стоит упомянуть о том, что хотя какие-то аксиомы и можно получить из учебников по шаманизму, но если вы хотите получить то самое понимание и осознание, то в качестве материального источника стоит использовать мифологию, эпосы, сказки, постепенно самому выводя те самые аксиомы. Да, информация тогда будет приходить медленнее, но осознание и понимание будут появляться синхронно вместе с ним. Если же идти от теоретических изложений, то они непременно должны быть подкреплены обширным этнографическим материалом, иллюстрирующим сами постулаты. Если есть возможность выбора, то лучше предпочесть литературу с описаниями обрядов, быта, убеждений, системы верований и т.д. того этноса, который и по сей день сохранил шаманство в качестве основы жизненного уклада. С другой стороны, будет лучше, если у вас уже будут хотя бы какие-то фоновые знания об этом народе--хотя бы в силу вашего собственного проживания в непосредственной близости от этого народа. Так, хотя принципы шаманизма более или менее сходны во всех течениях, чукотская традиция нам часто понятнее гавайской. Если вы пользуетесь переводной литературой, приобретайте продукцию известных издательств, зарекомендовавших себя " в теме" с лучшей стороны: именно издательства подбирают себе команду переводчиков. Следовательно, если издательство специализируется на выпуске эзотерической литературы, его сотрудники хотя бы немного знакомы с той самой "темой". Эта особенность чрезвычайно актуальна для книг по шаманизму, так как любая шаманская культура изобилует непереводимыми понятиями, которые нужно уметь объяснить доступно ,кратко и не утратив смысла. Другим прекрасным и доступным способом изучения шаманизма является то самое общение. Это не обязательно общение с шаманами ( когда такая возможность есть, подобных вопросов обычно не возникает) . Это может быть именно то общение, о котором упоминалось выше: общение со всем миром, возможность видеть собеседника, слушателя в любом существе ли, любой ли вещи, что есть рядом. За редким исключением, шаманы очень мирные , общительные и терпимые создания. Иной раз они бывают безапелляционны в суждениях, но это уже, скорее, свойство всех магов, причем не самое лучшее. Обучение шаманизму отличается от ,скажем, обучения физике: вы знаете закон и понимаете, как происходит нечто. Шаманство, скорее, сродни преферансу или бриджу : все, что вам нужно, -- это чутье и практика… при свободном владении всей необходимой информацией и значительном запасе навыков, доведенных до автоматизма. Конечно, хорошо, если рядом есть кто-то, кто может направить и скорректировать ваше обучение: таким образом экономится ваше время ,которое тут же необходимо употребить на практику и дальнейшее познание. Впрочем, шаманизму нельзя посвятить час, два, три, шесть в неделю или даже в день. Ему нельзя отдать день или два , или шесть в неделю. С шаманизмом можно ознакомиться разными способами, в том числе и вышеперечисленными. Но изучить, познать суть шаманизма можно только полностью осознав себя частью Паутины Мира, всем и ничем одновременно, ниточкой, связующей миры,словом, шаманом. Каковы те самые общие принципы шаманизма? Как уже говорилось, это единство и нераздельность всего существующего, наличие ( как прочных, так и едва заметных) связей между любыми явлениями окружающего мира. В мире шамана противоположности --часть друг друга, между ними есть напряжение, но они все равно на каком-то уровне перетекают одна в другую. Это касается и взаимопроникновения человека в природу, и сплетение материального мира со Скрытыми Мирами и единая картина мира, где есть место всему. Отсюда следует то, что шаман воспринимает этот мир во всей его полноте и при этом постоянно развивает свою чуткость к происходящему вокруг . Шаман понимает разницу между разумом и чувствами, но считает это лишь проявлением истинного голоса Души. Для шаманов очевидна связь психических заболеваний , стрессов, акцентуаций личности с возможностью возникновения у этого человека нарушений на уровне физиологии. Некоторые считают, что шаманизм--это умение говорить с деревьями и камнями, ветром и водой. Для других--это постоянное пребывание в ИСС, будь то трансовое ,медитативное или экстатическое состояние. Кто-то полагает ,что шаман ежесекундно восторгается совершенством мира и преисполнен благодарности за возможность прожить следующий миг. В той или иной степени, истина есть во всех этих утверждениях. Разница в освоении шаманизма каждым конкретным персонажем заключается всего лишь в последовательности , с который искатель приходит к этим или аналогичным выводам и в значении, которое он(а) придает каждому из них. Что именно практикуют вступившие на Путь Шамана? Будучи магами, шаманы всю жизнь учатся быть сначала хозяевами своей судьбы, а позже и умению воздействовать на судьбы других существ. Они выделяют техники определения истинной цели и формирования намерения, знают общие законы магии, общаются со стихиями, персонифицируют и глубоко чтят природу, создают свои личные оракулы и пользуются общепринятыми системами архетипов (Таро, руны, И-Цзин). Шаман не только контактирует с обитателями Скрытых Миров, но и может создавать сущности сам, сильные шаманы находятся в непосредственной связи с божествами своего народа, а после смерти становятся Духами Хранителями Рода . Шаман может воздействовать на события физического мира посредством дружбы с теми, кто приходит из миров тонких, поэтому шаманы медитируют , ясновидят, видят осознанные сновидения, испытывают внетелесный опыт, предсказывают , могут создать привязку, разорвать ее, корректировать судьбу, исцелять и умертвлять. Как и большинство магов , шаманы заботятся о своем физическом теле и многие из них практикуют техники, совершенствующие владение собственным организмом. Шаманы могут создавать или использовать известные ранее молитвы и заговоры. Шаман владеет искусством составления ритуала, обряда , организации магического действа. Имеет ли шаманизм какое-то отношение к так называемым аномалиям: НЛО, следам древних цивилизаций на Земле, Атлантиде? Можно как минимум сказать ,что подавляющее большинство шаманов активно используют свои возможности и способности для того, чтобы раскрыть эти тайны. Например, выяснено, что т.н. "аномальные зоны" имеют разное происхождение, часть из них обладает неким предназначением. Используя путешествия ( в том числе и в прошлое) и общение с Духами , шаманы попадают в те времена, когда возводились загадочные храмы и погибали цивилизации. Вообще, практически в каждом течении шаманизма есть упоминания о контактах шаманов и людей с пришедшими из других миров в их истинных обликах. Это в любом случае только подчеркивает идею того ,что шаман постоянно и неустанно стремится к знанию, к обретению нового…или давно забытого. Так шаманизм это религия или нет? Несомненно, внутри шаманизма есть место и религиозным культам ( обычно у того или иного народа есть пантеон Высших Богов и огромное множество разнообразных духов) тоже. Во многих контекстах слово "шаманизм" употребляется именно в значении религии. Но это только часть всего комплекса внутреннего образа этого слова. Особенности культов варьируются в зависимости от народа, зато неизменным остается особый склад ума, логика шаманов, способ рассматривать проблемы и решать их. Нельзя назвать шаманизм и философским течением, и , уж конечно, шаманы не представляют собой социальной группы со сходными интересами ( это отнюдь не кружок макрамэ!) . Однако все эти вещи могут пересекаться между собой (как вместе , так и по отдельности) , накладываясь на главное -- шаманизм-шаманство, Путь, духовная и душевная работа, создание личной системы ценностей, гармонично вплетающейся в Паутину Мира, жизнь , деятельность -- все, из чего состоит существование истинного шамана. Шаманы употребляют наркотики ? И не выдают ли они галлюцинации за визионерский опыт? Поскольку в шаманской картине мире нет месту делению чего бы то ни было на "благое" и "дурное" или , чего доброго , "хорошее" и "плохое", снова надо сказать ,что в практике многих шаманских культур применялись различные природные стимуляторы . Однако в традиционных родах употребление их было строго в ритуальных целях и только теми, кто занимался непосредственно шаманской практикой. На галлюциногены для "простых смертных" было наложено табу, да никому и в голову не пришло бы испытывать страшные видения шаманов на себе. Дело в том, что молодые шаманы начинали ходить в Скрытые Миры сначала с помощью своего Учителя, потом под его наблюдением, но без препаратов. Контакты с духами устанавливались в ИСС, но не в состоянии опьянения . Таким образом в определенный момент ученику требовался прорыв на более высокие или же глубокие слои мироздания и тогда Учитель позволял ему пройти это испытание. Инициируемый, следовательно, знал, куда он попадет и что он может там увидеть. Наркотики же высвобождали резервы сознания, позволявшие шаману проникнуть еще дальше. Единожды "поймав" это состояние, шаман должен был уметь выйти в него без помощи стимуляторов. Если же постоянно использовать препараты (неважно, химические ли, растительные), можно утратить способность погружаться в ИСС самостоятельно, а ведь это и есть чуть ли не основная часть искусства шамана. Впоследствии шаман применял стимуляторы только с совершенно определенной целью. Причем сначала(!!!) определялась цель, и лишь затем шаман приходил к выводу, сможет он достичь ее посредством камлания или же ему потребуется дополнительная сила снадобий. Иногда можно прочесть, что какие-то растительные наркотики выступали в качестве жертвы духам. В дыму курений появлялись образы духов и общались с шаманом посредством символов. изложение: Тамэт-Кер 09.2002
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Понедельник, 25.05.2009, 20:45 | Сообщение # 2 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| В шаманской традиции мир разделен на три части: Нижний, Средний и Верхний миры. Эти миры соединены Мировым Деревом. В шаманской традиции мир разделен на три части: Нижний, Средний и Верхний миры. Эти миры соединены Мировым Деревом, чьи корни уходят глубоко в Нижний мир, а крона поднимается в Верхний.
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Вторник, 26.05.2009, 12:38 | Сообщение # 3 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| ВСЕЛЕННАЯ ШАМАНА И МЕСТО В НЕЙ ЧЕЛОВЕКА Представление о человеке является ключевым моментом в любой религии. Именно представление о человеке определяет его место в мире и, соответственно, его видение мира. Всякая религия имеет свою космологию, то есть систему представлений о мироздании, отводя в ней определенное место человеку. Таким образом, система верований - это инструмент, посредством которого человек выделяет себя из мира, получает представление о том, кто он, откуда пришел и куда идет. Система верований формирует определенную я-концепцию человека включающую его естественным образом в некоторую картину мира. Любая, самая фантастическая с нашей точки зрения, система верований создавая целостную картину мироздания, настраивает определенным образом восприятие человека, делая его жизнь осмысленной. Жизнь человека приобретает смысл только в рамках системы, формулирующей для него этот смысл в терминах целевого бытия. Шаманизм - древнейшая мировая религия. В разных модификациях у разных народов она существовала буквально во всех уголках Земного шара. Одной из особенностей шаманизма является одушевление объектов окружающей природы. Различные духи при этом находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом и с человеком. Ключевая фигура в шаманизме - шаман - это особый человек, обладающий способностью общения с духами при помощи специальных ритуалов. Выдающиеся способности шаманов, разнообразные приемы лечения, их знания свойств растений, камней и всяких других природных материалов, психотехника, костюмы, специальные приспособления, их музыка, пение, образ жизни - все это представляет широчайшее поле для различного рода исследований. Нас, однако же, будет здесь интересовать только один, правда, весьма существенный вопрос: что есть человек с точки зрения шаманистической традиции? На территории России, например, шаманизм существует у тюркоязычных народов Сибири - это якуты, алтайцы, теленчиты, челканцы, хакасы, качинцы, сагайцы, шорцы, тувинцы и другие. Согласно мировоззрению этих народов, духи, обладая самыми различными качествами, оказывают всевозможные воздействия на человека и природу. Таким образом, силы природы, болезни, смерть и рождение оказываются в шаманистическом сознании четко персонифицированы, то есть представлены в виде отдельных сущностей . Именно поэтому совершенно особую, можно сказать, центральную роль в этой системе приобретает шаман в качестве посредника в общении между духами и человеком. Шаман, таким образом, становится центральной фигурой в своем племени или роде, являясь хозяином жизни и смерти сородичей, а также их благосостояния. От его искусства и силы зависит их здоровье и богатство. Для самих шаманов, в свою очередь, большое значение имеет вера в духов - посредников, духов - помощников, духов - покровителей, от которых целиком зависит успешность их деятельности. Согласно мировоззрению тюркоязычных народов Сибири, Вселенная делится на три мира. Верхний мир населяют сверхъестественные существа и божества, главой которых является Творец Вселенной и жизненной сути людей и скота. Второстепенные божества считаются его домочадцами или приближенными. Смысл жизни человека в основном сводится к тому, чтобы его род был счастлив и благополучен. Божества Верхнего мира являются покровителями тех или иных племен и родов и от их воли зависит: будут ли у человека дети, скот и благополучие. Они могут защищать или же не охранять своих почитателей от нападения духов . Они могут даже гневаться на своих почитателей. Обряды, посвященные им, исполняют, так называемые, белые шаманы, являющиеся в сущности жрецами племенного культа. У разных народов Верхний мир имеет различное иерархическое строение. По алтайской мифологии, например, на различных ступенях или слоях неба обитают различные божества и духи. Духи охраняют человека от всего худого и злого, помогают восходить на небо жертвам, следят за жизнью людей и сообщают об изменениях в ней. Короче духи постоянно присутствуют в быту алтайца или якута. Нижний мир, в соответствии с шаманистическим мировоззрением - под землей. Там все имеет уродливую форму. Там обитают враждебные людям духи. Этих духов считают антропоморфными существами, имеющими весьма уродливую внешность. Существует глава Нижнего мира, который так же, как и глава Верхнего мира, имеет семь сыновей. Самыми страшными обитателями Нижнего мира якуты считают тех, кто насылал чахотку и болезни, губящие детей. Кознями пришельцев из этой страны объяснялись также и все остальные болезни, происшествия и несчастные случаи. В Нижнем мире есть свои роды и принадлежащие им территории. Разные духи Нижнего мира живут на разных участках местности. Это была местность, карту которой хорошо знали опытные шаманы. Например, чтобы пройти от одного улуса до другого шаман делал 9 остановок в пути. В сущности, жизнь обитателей Нижнего мира весьма схожа с жизнью в мире людей: они также имеют скот, женятся, рожают детей, болеют, питаются мясом и молоком. Фактически в шаманистическая традиция сформировала богатейшее магическое пространство, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека и позволяющее влиять на них. В космогонии шаманизма существуют два мира - мир следствий и мир причин. Причем мир причин, как уже было сказано, полностью персонифицирован посредством системы добрых и злых духов. Воздействие на мир причин осуществляется посредством шаманской техники, являющейся по существу одним из вариантов магического искусства. Для самого же шамана это не только система верований, как для всех прочих членов племени, но и образная система знаний, которую его сознание использует для настройки восприятия и проведения тех или иных активных манипуляций. В мифах тюркоязычных народов Сибири главы Верхнего и Нижнего мира: Ульген и Эрлик - родные братья. Эрлик по поручению Ульгена забирает в свой мир людей из среднего мира и там они становятся равноправными обитателями подземной страны. То есть, Нижний мир становится местом, куда переселяются умершие и продолжают там жить обычной жизнью. В Среднем мире, помимо людей, живет огромное количество духов - хозяев озер, лесов, рек, гор. Такие анималистические представления свойственны не только шаманизму, но и дошаманистическим верованиям. Помимо этих и некоторых других духов из Верхнего и Нижнего мира в Среднем мире еще присутствуют духи некоторых умерших людей, не попавших в Царство мертвых ввиду неправильного исполнения какого-либо погребального обряда или самоубийцы, или колдуны, или идиоты, или души людей, погибших насильственной смертью. Эти духи могут приносить незначительные мелкие болезни. Верующие считают, что каждую семью защищают умершие родственники. А человек после смерти переселяется в загробный мир и живет там в селениях вместе со своими умершими родичами. Каково же место шамана в структуре верований и жизни племени? Шаман - это человек, через которого осуществляется взаимодействие с духами и с другими мирами. Шаман является как бы звеном, замыкающим картину мира обычного человека, делающим эту картину целостной, полной и непротиворечивой. В этой системе все проблемы имеют решение, а несчастья всегда могут быть объяснены. Успешность решения проблемы при этом зависит только от успешности самого шамана, его силы, знаний и искусства. Сам же человек оказывается полностью внешне обусловлен, т.е. находится целиком во власти духов, населяющих Вселенную, и шамана - их единственного и полноправного посредника.
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Вторник, 26.05.2009, 12:39 | Сообщение # 4 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| http://turkolog.narod.ru/info/I34.htm - статья о шаманизме ("Мир невидимых" по традиционным воззрениям хакасов ) http://www.yage.ru/shamanoftheamazon/3.htm - Унитарная модель мира http://www.sitc.ru/shaman/history/history.shtml - история шаманизма
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Вторник, 26.05.2009, 12:50 | Сообщение # 5 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| Шаманизм - это не та способность, которую можно приобрести самостоятельно. Шаманизм почти всегда - врожденное. Редкое исключение составляют те случаи, в которых шаманизм был нарочисто вызван другим, сильным шаманом - чем-то вроде проклятья по его воле. В этом случае духи более сильного шамана, захотевшего инициировать эту способность в другом будут преследовать человека везде, пока он, наконец, привыкая, не начнет слышать их. У шаманизма есть отрицательная сторона - почти всегда человек, обладаюющий им психически неустойчив, у него больная нервная система. Более того - далеко не все могут справиться с этим даром, сходя с ума почти сразу же. Те же, кто продолжают бороться подвержены галлюцинациям, а в более тяжелых случаях - шизофрении. По мере увеличения рангов в шаманизме психические заболевания не становятся сильнее, напротив - шаман ранга Подматерье 1 или 2 более неуравновешен и психически неустойчив, нежели шаман Мастер четвертого или пятого уровней. Самый пик психических расстройств приходится на Мастера второго уровня, когда его душа сталкивается с Верхним и Нижним мирами. Зачастую многие шаманы на этом уровне абсолютно сходят с ума. 1. Новичок. Существует склонность к шаманизму. Есть у далеко не у всех. 2. Ученик. Болезнь шамана. Его по ночам мучают выбравшие его духи, призывая стать шаманом. Это проявляется в том, что ученик кричит ночами(может также прорицать - но это редкость), ему часто сняться кошмары, может также быть очень плохое самочувствие. Часто проявляются симптомы различных заболеваний. Зачастую человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в от них. В это время он почти ничего не ест, может даже забыть свое имя. От этой болезни может излечить лишь другой шаман, поведя с ним камлание и посвятив ученика в шаманы. Также, за неимением такового, ученик может начать шаманить самому себе, тем самым давая духам понять что он согласен стать шаманом, и они перестают его мучать и начинают помогать. 3. Подмастерье. Первый уровень: Эти шаманы называются Мэпи-Сама, что означает "себя лечащие". Из названия можно понять, что данные шаманы довольно слабы, и могут исцелять только себя. И то, в случае сильного повреждения, им может понадобиться помощь другого, более опытного шамана. Духи таких шаманов еще слабые, по тому и шаман мало что может. В основном шаманы этого уровня отлично разбираются в травах. Второй уровень: эти шаманы называются Таочини-Сама, что означает "поддерживающий огонь = жизнь". Иными словами, это лечащий шаман, исправляющий что-то в организме. У данного шамана духи становятся сильнее, и теперь он может лечить не только себя, но и других. 4. Мастер. Первый уровень: Данные шаманы способны исцелять более сильные травмы, как физические так и духовные. Во время обряда общения с духами шаман впадает в глубочайший экстаз, при котором его психика совершенно отключается. В это время он может совершать необычайно высокие прыжки, невозможные для обычного человека, держать подолгу в руках раскаленное железо или угли, без устали держаться на ногах около суток, не прерывая ритуальных танцев. Спустя какое-то время (маг не сможет этого сразу после получения ранга Мастер первого уровня, нужно набрать около 1000 баллов, которые он не будет тратить на прокачку каких-либо других умений, планируя усовершенствоваться до ранга Мастера второго уровня по шаманству) эти шаманы могут воздействовать на окружающую среду при помощи слабых, низших духов (так - передвигать какие-то предметы, ускорять движение чего-либо). Также, они могут сохранить умирающему жизнь, поймав его душу и отдав ее на сохранение и оберегание своим духам, не отпуская в иной мир. Второй уровень: В представлении шаманов существует три мира: Верхний, где обитают только духи, Средний - мир людей, животных и растений, а также Нижний - мир мертвых, куда и уходят души умерших. Шаманы этого уровня уже способны перемещаться из одного мира в другой, но это требует больших затрат его собственной энергии. Здесь шаман должен выбрать дальнейший путь: таким образом шаманы делятся на белых и черных, то есть общающихся с "верхними" и "нижними" духами. Так же этот уровень становится опасным испытанием для шамана, так как его душа, еще не имея достаточно сильных "охранников" в мире духов, может попросту потеряться. Шаман уже может приказать своим духам неотступно следить за кем-либо (от одного до двух человек, в зависимости от силы шамана), и, общаясь с ними, может узнать все, что происходило с этими людьми. Черные шаманы могут легче общаться с "нижними" духами и меньшую опасность для них представляет перемещение в Нижний мир. Им начинают подчиняться низшие духи Нижнего мира. Белым же шаманам безопаснее выходить в Верхний мир духов, соответственно, им подчиняются низшие "верхние" духи. Третий уровень: К шаману этого уровня присоединяются духи ездовых собак, которые помогают ему путешествовать по Верхнему и Нижнему мирам. Таким образом, перемещения становятся легче, безопаснее, на них тратится меньше энергии. Тело шамана остается в трансе или же он продолжает ритуальный танец, тогда как душа отправляется в иной мир. Любой шаман этого уровня способен возвращать душу умершего человека из миров, но только не более, чем через несколько часов после смерти. Охранниками его являются те же духи ездовых собак. С помощью духов шаман может определять эмоциональный настрой человека, его мысли. На этом уровне у черных шаманов начинают проявляться способности к вуду, они могут насылать проклятья или же Амба (злых духов) на определенного человека. Белые же шаманы приобретают умение возвращать души умерших через больший срок (около дня), отводить любую порчу, проклятия. Четвертый уровень: Разделение белых и черных шаманов становится все сильнее. Спустя какое-то время к белым шаманам присоединяется Майин - дух Верхнего мира. Это сильнейший дух, он способен защитить шамана не только от любой болезни, черного колдовства вуду, но и помочь ему проделать длительное путешествие в любой мир - "верхний" или "нижний", для поиска любых душ. Как правило шаман способен найти душу человека, умершего около нескольких месяцев назад, вернуть ее в Средний мир, вселив в любого человека. Шаман способен приказать духу защищать целую деревню как от сглаза, так и от физических болезней. К черным шаманам присоединяется Сакка - дух Нижнего мира. С помощью него шаман может насылать смертельные проклятья, убивать людей за пару часов или же удерживать проклятья над большим количеством людей, насылая полчища Амба. Пятый урвоень: Белые шаманы могут возвращать из Верхнего или Нижнего мира сразу несколько душ, причем людей или животных, умерших около года назад. Он способен вселить душу не только в человека, но и в животное, в любое живое существо. Его контроль над Майин усиливается настолько, что шаман может приказать тому покровительствовать над деревней, снимая не только порчу и сглазы, но и не позволяя умирать людям. Сакка, "нижний" дух, может убивать по приказу шамана сразу несколько людей людей. Буквально, на этой стадии черный шаман является полной противоположностью белого. Потому еще ни разу не было, чтобы черный шаман нападал на поселение, в котором есть белый шаман такого уровня, поскольку в этой схватке не будет ни победителя, ни проигравшего. 6. Магистр. К шаману этого уровня присоединяется дух Птица-Коори. Это дух огромного размера, величиной примерно с амбар. Клюв - железная пешня, перья - металлические наконечники стрел, хвостовые перья - мечи. Действует данный дух по принципу ездовых собак, главной целью является перемещение шамана и его защита. Такой дух очень опасен, и подчиняется он (как и все остальные) лишь воле шамана-хозяина. Шаман способен подчинять своей воли других сильных духов, но Коори становится его охранником, она обеспечивает ему так называемое бессмертие: охраняя от любых атак и, если все же шамана удалось убить, помогая его душе переселиться в чужое тело. Правда в случае переселение в тело другого человека шаман будет делить его с чужой душой какое-то время, так как не может изгнать ее сразу, а только уничтожать постепенно. 7. Архимаг. Архимаг имеет власть над всеми духами, может "заточить" любого духа в какой-либо предмет, не давая ему свободы, или же заставляя охранять именно этот предмет. Способен проклинать какой-либо предмет (смертельные проклятия, вплоть до умерщвления при одном прикосновении). Также, способен изгнать душу существа из тела, заточив в чем-либо, и в место нее оставить там своего духа, тем самым подчиняя оболочку данного существа своей воле. (мне особенно сомнительны последние два пункта, хотя бы по названиям не внушают доверия, но так как я в этом дели профан то может так и надо) Кстати, у меня вопрос к знающим, шаманами могут становится или это исключительно врожденно все таки?
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Мара | Дата: Вторник, 26.05.2009, 12:58 | Сообщение # 6 |
~Хранитель Врат~
Группа: Пограничники
Сообщений: 1663
Статус: Offline
| Шаманская География В представлениях нас всех (людей Озера) Вселенная объемлет собой три мира: Средний, Верхний и Нижний. Средний мир, как не трудно догадаться, ? это наш мир, прижизненное обиталище всех народов. В нем не происходит ничего, что не было бы понятно нормальному человеку. Так думаем мы. Есть в Среднем мире две достойных упоминания достопримечательности. Первая - это Мировое древо. Это Отец всех деревьев, на ветвях которого покоятся Семь ярусов неба (Солнце бегает где-то в Четвертом). Мировое древо соединяет Средний мир с Верхним, и по нему вверх-вниз, как куницы, снуют духи, которые рассказывают в Верхнем мире о том, что происходит в Среднем. Верхний мир располагается, естественно, на небесах, в кронах Мирового древа, однако он достижим и пешком по земле (не спрашивайте меня, как это получается). В Верхнем мире обитают духи зверей и птиц, там стоит вечный день, никто не умирает и не стареет, никогда не переводится дичь и не опадают листья. В Верхнем мире всегда тепло, и нет нужды ставить чумы. Там царствует Охотник ("Белый старик"), которому прислуживают "добрые" духи, и там же обитает вечно молодая и счастливая чета перволюдей (Шитолицый и Перепелочка), которых духи взяли на небо. А мы, болезные, живем в Среднем мире, где всего пополам - и горя, и радости, и жизни, и смерти. Вторая "контактная точка" Среднего мира - это Великая река (она же Шаманская река, Мать всех рек). Она берет свое начало у корней Мирового дерева и течет в Нижний мир. Нижний мир - это царство холода и смерти. Туда уходят человеческие души, и там они обитают, не выходя в Средний мир, если им Смерть этого не позволяет. Там - вечная ночь и зима, и по снежным полям катит свои воды Шаманская река с ее водопадами, камнями и бледными рыбами. Повелителем Нижнего мира является Смерть - "Черный старик". Он, как и Охотник, всегда видит правду, потому что у них обоих - те самые Древние железные глаза. (Следует отметить, что только эти два бога и могут извлечь пользу из знания правды, потому как двух других это знание ваще не колебёт : ). Царство Смерти - это то место, где шаманы получают свои знания. Когда приходит время ученику шамана стать шаманом, его убивают, режут на куски и выбрасывают в Реку. В устье Реки его вылавливают прислужники Смерти. Если кандидат достоин быть шаманом, то его сшивают из кусков, вкладывают ему в грудь железное сердце, а в пояс ? железную печень, вдевают ему в тело железные жилы, а в голову - железные мозги, и потом вставляют железные глаза, чтобы он мог видеть духов. Ожив, "новорожденный" шаман поднимается вверх по Реке и возвращается в Средний мир. Если кандидат недостоин, он остается навечно во владениях Смерти. В Нижнем мире на одном из притоков реки обитает Тварь, а с нею - подвластные ей духи болезней. Она выпускает их в мир, чтобы они мучили живых и не давали им жить спокойно. Именно к Твари чаще всего уходят, уведенные духами болезней, души-двойники больных и именно туда ходят шаманы при исцелении болезней. За исцелением ран приходится гулять дальше, к Смерти. Шаманы, как умные, плавают в Нижний мир по Реке. Те, кто попроще и попугливее, либо вообще туда не ходят, либо идут, как живым положено, - зимой на лыжах. Говорят, сильный воин одолеет путь до Царства смерти за девять раз по девять лыжных переходов. Заметим, что об обратном пути предания не говорят ничего… Нет-нет, мы не запугиваем. Примечание 1. Мертвые. Очень правильно по их поводу высказалась одна мудрая исследовательница шаманизма. Она сказала, что мертвые взаимодействуют с живыми, потому что они те же живые, просто перешли в другое пространство, из которого могут по необходимости появляться. То есть, мертвецы от живых не отличаются никак - они не прозрачные, не зеленые, не тухлые и т.д. Они просто люди. Мертвые могут (и хотят - во всяком случае, многие из них) навредить живым из зависти или мести, но они же могут и помочь. Следует иметь в виду, что мертвые, как правило, мстят не своим идеологическим противникам, а тем, с кем они были связаны при жизни - часто это родственники, соседи или соплеменники. То же относится и к благодеяниям. Шаманы Шаманы - это основная магическая сила Среднего мира. Без них нас бы давно уже съели злые духи. ( ) Много о шаманах говорить не будем - все тут умные книжки читали, можно еще почитать, этого добра сейчас везде навалом, - но есть небольшое замечание. Не следует думать, что шаман - это в первую очередь великий колдун. Это, конечно, отчасти верно, но, если уж говорить в таких терминах, то великий колдун - это скорее геолог. У него - и громовые стрелы, и огненная вода, сахар спички и патроны : ). У шамана ничего этого нет, а "чукчи" - народ практичный, и чтить будут того, кто больше, ловчее и сильнее, и у кого огненная вода. Шаман скорее похож на клирика в понимании AD&D или приходского священника: он играет ведущую роль во всех календарных обрядах и обрядах жизненного цикла (в первую очередь, на погребальных), лечит, предсказывает судьбу, дает взрослое имя и просто обеспечивает благополучие в отдельно взятой подведомственной ему яранге. Возраста Шаманов У нас шаманы бывают трех уровней, или Возрастов (есть, конечно еще ученик шамана, но он не считается). Эта система распространяется на всех шаманов, независимо от того, кому они служат и к какому племени принадлежат. Свою карьеру инициированный шаман начинает в возрасте Ворона. Этот возраст считается "добрым". В это время спутником и помощником шамана является Ворон, в форме Ворона шаман путешествует за пределами Среднего мира, может принимать иногда форму Ворона на этой грешной земле и всяко летать. Воронам особенно хорошо удаются гадания и всякие благопожелательные камлания (это будет отражено в гейм-механике, не беспокойтесь). Возраст Ворона длится у разных шаманов по-разному, и многие вообще не выходят из него до счастливой смерти. Ворон - это время одиночества и личных исканий. В это время шаман не может быть племенным шаманом, его задача - разобраться в себе и освоить шаманские пути. Вороны обычно не участвуют в войнах. Второй возраст - это Волк. Волком шаман становится тогда, когда избирает стезю племенного шамана. Это - самый "социальный" возраст, в нем шаман уже приобретает достаточную мудрость для того, чтобы стать советчиком и лидером в своем племени. Считается, что именно в возрасте Волка мистический опыт встречается с житейским, и ум шамана становится особенно острым. На этот возраст приходится меньше истерик и трансов, поэтому прорицания становятся хуже, зато плюс получают те чары, которые накладываются на большое количество людей. Все Великие шаманы были Волками. В этом возрасте шамана сопровождает волк, который помогает ему видеть и чуять то, что не видно человеческому глазу. У шамана-Волка появляется еще один дополнительный шанс - его двойник, Волк, может спасти его из Нижнего мира, если он там неудачно застрянет. Шаман-Волк может оборачиваться в волка в любое время. Но получается обычный, неговорящий и умеренно умный волк. Со всеми помехами, кроликами и течками, которые прилагаются. Третий и последний возраст, до которого добираются (или хотят добраться) шаманы, это Тварь. В этом возрасте, без сомнения, шаман наиболее могущественен. Однако к чему ему это могущество, если он теряет всякую связь с родом человеческим. У шамана-Твари нет никаких нормальных человеческих желаний, нет логики и мудрости. Как правило, большую часть времени он спит, юродствует или производит какие-либо другие не понятные смертным действия. Этот возраст называют "злым", и ни одна Тварь еще не сохранила человеческий рассудок. Смертному надлежит опасаться шамана-Твари. Или служить ему. Материальная часть для Шамана У каждого шамана есть определенные реквизиты. Это 1) бубен, 2) маска и 3) шапка. Главная и первостепенная вещь - это бубен. Без него шаман - не шаман. Без бубна нельзя сделать себя слышным для духов, невозможно их вызвать. Для шаманов, служащих Верхнему миру, бубен - это ездовое животное, точнее, птица, которая возносит шамана к вершине Мирового древа, на небеса. В принципе, это же касается любого шамана, когда он обращается к духам Верхнего мира. Для шамана нижнего мира бубен - это лодка, которая уносит его вниз по течению Шаманской реки в нижний мир. Так что без бубна хрен куда попадешь. В колдовской битве бубен шамана - это его щит, отражающий заклятья врага. Чем больше защитных рисунков, тем он действеннее. В принципе, нехило было бы повесить на внутренней стороне бубна всякое оружие и амулеты (см. картинку). Это улучшит шансы шамана при нападении и отражении атак. Хорошо работает бубен из кожи умершего шамана (это любили, например, юкагиры). К бубну полагается колотушка - приличные люди руками в бубен не бьют. Маска. Маска это тоже очень важная штука. Она символизирует шамана, она как бы служит его "лицом" при общении с духом и при этом защищает его истинное "я". Без маски нельзя совершать погребальные обряды - духи умерших могут запомнить шамана и вернуться к нему из Нижнего мира, чтобы мучить его и грызть его печень. Никаких специальных ограничений на внешний вид маски мы сознательно не накладываем, ? единственное что, она должна быть большой и закрывать лицо и, желательно, часть груди. Шапка. Шапка для шамана также необходима - правда, в наших несколько стесненных обстоятельствах шапкой моделируется весь костюм шамана. Как правило, шапки шаманов - конические, но бывают и другие разновидности. На шапке должны быть нашиты разнообразные амулеты и побрякушки, по возможности железные (во-первых, железо - волшебная штука, а во-вторых, так можно производить больше ритуального шума). Кусочки железа - любые, сойдут и крышки от консервных банок (это шутка, однако некоторые народы на территории России не пренебрегали этим украшением). Допустимы также кости птиц, перья - чтобы лучше летать. Если кто-то заморочится на костюм - это будет прекрасно. Можно пользоваться образцами, можно украшать по своему разумению. Фантазия приветствуется, но есть одно ограничение - все, что вы нашили или изобразили, должно иметь четкий и известный вам смысл, иначе это все - туфта и новогодняя елка. И не думайте, что можно обойтись без какого-либо из этих предметов. Это все равно, что забыть деталь от бикини - выглядит, может, и неплохо, зато функциональная нагрузка абсолютно теряется. К тому же, каждый из этих предметов - это ритуальный двойник "шамана". Это значит, что на каждый из этих предметов можно воздействовать путем симпатической магии и таким образом навредить шаману. Говорят, что шамана можно даже убить, проткнув его бубен. Имейте это в виду. PS. Мастерское пожелание. Каждому шаману пригодится компас, это уж будьте уверены. Процессуальные вопросы Шаман суть "медленный" кастер. Для того, чтобы сделать то, что он хочет, ему каждый раз приходится тратить кучу времени и сил и совершить массу многоходовых процедур, по утомительности сопоставимых с оформлением эмиграции в Израиль в советские времена. Однако у этого есть оборотная сторона - шаман практически всемогущ. Он - как программист, которому ведом магический язык. Как следствие общей гибкости системы, у шаманов встречаются самые разные подходы к решению одной и той же проблемы. Например, болезни можно лечить по-разному. Одни догоняют и убивают болезни на Тропе, другие "вынимают" болезни из тела больного и выбрасывают, третьи изготавливают идола и переносят на него болезни, вбивая за каждую гвозди… Частный подход - это вопрос обучения и личных принципов шамана. Каждому шаману будут даны отдельные инструкции. Шаман пользуется сравнительно большей свободой в своих магических действиях, чем европейский колдун; он как бы входит в "магическое состояние", в котором его последовательные действия, каждое из которых вполне возможно проделать и в реальном мире, получают явный магический результат. Для того, чтобы войти в это состояние, шаман должен провести определенные ритуалы. Нет-нет, грибами долбятся не на этой стадии, это все потом. Перед любым магическим действием, связанным с контактом с Верхним или Нижним миром, нужно построить врата. Производится это, естественно, еще при здравом рассудке, мухоморы кушают потом. Врата - это два довольно высоких костра, которые следует развести на поляне или другом открытом месте в трех-пяти шагах друг от друга. Они должны располагаться на оси север-юг, так, чтобы пройти между ними можно было с востока на запад или с запада на восток. Доступно? Естественно, в Нижний мир ходят лицом на запад, а в Верхний - на восток, к солнцу. В Нижний мир ходят, чтобы поговорить с мертвым, убить болезнь, наслать ее же, отомстить обидчику и т.д. В Верхнем мире дают власть над животными, информацию о будущем (в виде гадания на костях), заговаривают оружие и опять же т.д. Шаман проходит во врата и попадает в иной мир, а выходит из них (если ему сопутствует удача), заканчивая ритуал. После окончания ритуала между кострами должно быть оставлено свидетельство о происходившем - рисунок или предмет, служащий маткомпонентом для данной конкретной чары. Если для ритуала требуется вещь, принадлежащая объекту, она должна быть положена там же. Это делается для того, чтобы другой шаман или сведущий человек мог понять, что здесь происходило. Сам шаман не имеет права прятать или не оставлять эти свидетельства, но его подручные или ученике вольны поступать, как им вздумается. Вся конкретная информация будет дадена самим шаманам. Только при соблюдении этих правил заклинание считается состоявшимся. Врата Верхнего Мира Если для входа в Нижний мир не требуется ничего, помимо костров (ну, и еще было бы хорошо развести костры на разных берегах речки, но будут ли речки, мы обещать не можем), то для входа в Верхний мир придется попотеть. После прохода через врата шаман должен вскарабкаться на специальное бревно со сделанными на стволе зарубками в виде ступенек, по которым он как бы взбирается на небеса. Оное бревно символизирует Мировое древо, оно же Stairway to Heaven. По окончании ритуала с бревна следует слезть. Примечание 1. Когда дух шамана находится вне его тела, когда он уходит из Среднего мира или вселяется в тело животного-духа-помощника, его тело чрезвычайно уязвимо. Один удар сводит его в 0 хитов, и его дух оказывается в плену иного мира или тела животного. Дальше разбирается мастер. Выручить "застрявшего" шамана имеет шанс только шаман выше него уровнем и только служащий Нижнему миру, да и этот шанс весьма эфемерный. Также шамана может спасти его Волк, если у него таковой имеется (см. выше). Примечание 2. Состояние съезда крыши наступает после входа во врата и прекращается, когда шаман из них выходит. Это значит, что пройдя через врата, шаман может запросто выхлестать чашечку мухоморового зелья и помочь себе войти в транс. Некоторых торкает и без этого. Кушать мухоморы в Среднем мире не приветствуется. См. соответствующий рассказ Пелевина. (автор порадовал - просто и понятно )
" — Послушай-ка, что я тебе скажу, девочка моя, — добавила матушка. — На всю твою показуху демонам сто раз наплевать. Значение имеет только направление твоей мысли." (Т.Пратчетт "Вещие сестрички") ----------------------- мракобес
|
|
| |
Хамелеон | Дата: Четверг, 28.10.2010, 21:58 | Сообщение # 7 |
Шагнувший за пределы
Группа: Пограничники
Сообщений: 106
Статус: Offline
| Теория Шамана. По-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм. Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания, бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза. Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у присутствующих. Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не забудешь. Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса". Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного многогранного явления. Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй - русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши; буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - оранг баёх; индейцы команчи Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно длинный. Время возникновения. В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему. Как становятся шаманами. В современной научной литературе часто встречается выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман - профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо реже - по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами. Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного человека посредником между ними - духами и людьми. И когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) - во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая духов сделать то, что положено. Но прежде, чем человек обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов слушаться его, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко наводящих на мысли о психическом нездоровье человека. Существует даже специальный термин - "шаманская болезнь". Это когда духи требуют от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи. Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается стать шаманом, "шаманская болезнь" быстро проходит. Молодой шаман, руководимый духами и вполне земным учителем - другим шаманом, постарше, - начинает постепенно набирать опыт и становится все большим и большим профессионалом в шаманской практике. Транс или экстаз. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой термин - экстаз - греческое слово, означающее исступление, воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал поведение шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии, выпученные глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких свидетельств многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит. Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Несомненно, важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены - вещества, вызывающие галлюцинации и способствующие наступлению транса. У индейцев Южной Америки это кактус пейоте, у коренного населения Северной Евразии - мухомор. Двойники шамана. Так называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа. Их несколько - бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого - свое назначение, своя функция. Бубен шамана - не просто музыкальный инструмент. Для него он еще и ездовое животное - олень или конь, на котором шаман переносится в мир духов. У некоторых народов бубен осмыслялся как лодка, на которой шаман плывет по мифической реке времени. Селькупы считали, что главная сила шамана - это "ветер бубна", сдувающий всякую болезнь. Повсюду в шаманском мире бубен считают душою шамана, его двойником. У народов Алтая шаман, как правило, всегда имел несколько бубнов в своей жизни, но не одновременно, а один вслед за другим. Как только менялся статус шамана и он восходил на очередную более высокую ступень, ему полагалось сделать новый бубен. Каждый бубен непременно проходил обряд "оживления". Готовый бубен покрывали рисунками. Чаще всего это была карта-картина Вселенной в шаманском понимании. На ней изображены небесные светила, обитатели земного, подземного и надземного миров, а также духи - помощники шамана. Иногда к ободу или рукоятке бубна привешивали металлические изображения духов. После смерти шамана с бубном поступали по-разному: могли укрепить на дереве возле могилы шамана, могли вместе с другими его вещами спрятать в специально построенном для этого маленьком домике - "доме духов". Но никогда никому бубен не передавался по наследству. Считается, что сила шамана не умирает вместе с ним, а остается жить, заключенная в его бубне. А если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызвать у него психическое заболевание или даже убить. Вторым двойником шамана считается его костюм. Полный шаманский костюм включал в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор, повязку с прорезями для глаз, что-то вроде мягкой маски на лицо. Весь целиком костюм у шамана появлялся не сразу. Он "обрастал" им постепенно, по мере того, как доказывал свою опытность в общении с духами. Духи как бы дают шаману разрешение на очередную деталь костюма. При довольно большом несходстве в деталях костюмы шаманов разных народов Сибири в общих чертах всегда были похожи. Все они воспроизводят облик зверя-птицы. Низ плаща часто по форме напоминал птичий хвост. На плечах и рукавах металлические пластинки - "кости предплечья", металлические подвески на спине плаща - что-то вроде "перьев птицы". Плащ, сделанный из шкуры оленя, марала или лося, а также вышивка или металлические нашивки на обуви и рукавицах воспроизводили облик зверя и его лапы. В старину на шаманскую шапку из шкуры или на спину плаща нашивали настоящие оленьи или лосиные рога. Железная "корона" с рогами, тоже сделанными из железа, появилась, конечно, позднее. Считается, что костюм шамана связан с его душой и жизнью так же, как бубен. Случайная, а тем более намеренная порча костюма может привести к гибели шамана. И, наконец, шаманское дерево - третий двойник. Чаще всего - это растущее в лесу дерево, которое шаман выбирал себе сам, по каким-то одному ему ведомым признакам. Если оно вдруг начинало сохнуть, шаман заболевал, если дерево срубали, шаман погибал. Так считали якуты. Получается, что в шаманском мире все одухотворено и взаимосвязано. Шаман - живой человек, его бубен, костюм, дерево - тоже живые существа. С их помощью шаман обращается к миру духов, через их посредничество духи вселяются в шамана. Гибель любого из звеньев в этой взаимосвязанной цепочке приводит к гибели их всех. Практика и теория. Шаман совершает комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения души ребенка в бездетную женщину, для изменения погоды и многое другое - все это религиоведы называют шаманской практикой. А есть ли шаманская теория? Да, есть. Многие ученые говорят о существовании особого шаманского мировоззрения. Если говорить кратко и только о самом главном, то можно назвать такие его составляющие: Весь мир одухотворен. Все, что нас окружает - леса, поля, горы, реки, озера, отдельные деревья и даже камни, - населено духами, способными помочь человеку, если их об этом попросить, совершив соответствующий обряд. И они же могут навредить, если о них забывают, если случайно или намеренно оскорбляют их. Человек не венец творения, а всего лишь часть этого мира, ничуть не более выдающаяся, чем все другие представители животного и даже растительного мира. Облик человека - лишь оболочка, которую можно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу, оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них. Непреодолимой грани между миром живых и мертвых (в нашем понимании этих слов) не существует. Возможность переходить через эту грань в ту или другую сторону в шаманизме никого не удивляет. Абсолютно верят в то, что умершему человеку шаман может вернуть ушедшую "погулять" и где-то "заблудившуюся" душу и тем самым возвратить ему жизнь. Считают, что шаман может определить, что какому-то, может быть, случайно встреченному им человеку грозит смертельная опасность, о которой тот не подозревает. Верят, что, совершив обряд над этим человеком, можно снять опасность. Вот эти черты, пожалуй, и можно считать основой общешаманского мировоззрения. Хотя шаманская культура каждого отдельного народа имеет свои особенности и часто сильно отличается от шаманизма даже своих ближайших соседей. К нему нельзя относиться как к чему-то стабильному, устоявшемуся. Несмотря на его многотысячелетнюю историю, в нем до сих пор силен элемент импровизации. Каждый шаман - не только жрец, он и лекарь, и музыкант, и поэт, и исполнитель. Каждый текст, произнесенный им во время обряда, - импровизация одноразового назначения. В следующий раз во время аналогичного обряда прозвучит похожий, но не идентичный текст. И последнее: современен ли шаманизм? В век Интернета, с одной стороны, и утраты нравственных ориентиров, с другой, нужны ли кому-либо шаманы, шаманизм и шаманская система ценностей? Думаю, что да. Шаманизм экологичен: он привязывает своих приверженцев к родной земле и велит заботиться о ней. Что такое живущие вокруг людей шаманские духи? Это малая родина людей, это место, где они родились, это могилы их предков, о которых они не должны забывать. А предки (можно ведь понимать так: их опыт, накопленная ими жизненная мудрость, устоявшиеся моральные принципы) в свою очередь тоже будут заботиться о ныне живущих, будут помогать им в трудные минуты. Но при условии, что о них не будут забывать. Источник: Сайт Шоу Шамана, http://www.etti-show.ru/?content=start
Вселенная, как огромное зеркало отражает все наши мысли и поступки. И со временем всё возвращает назад. Поэтому не поступай плохо и не думай о плохом, тогда не придется в будущем возносить руки к небу и спрашивать : - За что?!
Сообщение отредактировал Хамелеон - Четверг, 28.10.2010, 22:02 |
|
| |
|