Главная | Бонсай - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Тароша  
Бонсай
ТарошаДата: Суббота, 21.03.2009, 10:57 | Сообщение # 1
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline

Бонсаи – тайна и очарование Востока

автор Александр Абрамов
До самого красивого никогда не дотянешься…
Л. Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

Бонсаи с его глубокой, исторически сложившейся для японцев многозначностью может быть доступным каждому для понимания на одном уровне. Но, по сути, любое произведение искусства бонсаи адресовано лишь посвящённым, владеющим его глубинным смыслом. Этот смысл высказан в бонсаи на особом языке образов-символов, понятных далеко не всем - в виде присущей японской культуре очень сложной символики геометрических форм и чисел.
Тем самым, бонсаи словно включает вас в некое интимное духовное братство.

Искусство бонсаи принципиально противостоит поверхностным (а потому ложным, лишённым истинного смысла) массовым видам искусства. Оно по природе своей диалогично - обращено к «своему» зрителю, который поймёт его с полуслова.

В исконной религии японцев (синто) не было изображений божеств в образе человека. Божество для них – это Нечто, не имеющее человеческого обличья. Японцы могли поклоняться дереву, цветку, воде и камню. Но идеи молиться человекоподобному образу бога в Японии не было.
И даже императора – живого синтоистского бога - не было принято изображать. При необходимости императора Японии рисовали скрытым за облаками. Так продолжалось до правления императора Мейдзи (1868-1912), портреты которого появились в каждом японском доме.

Основой искусства бонсаи стали вера в живой дух растений и понимание источника этого животворящего духа, на котором держится вся Вселенная. Поэтому можно считать, что миниатюрное деревце бонсаи зримо и рукотворно воплощает основы национального мировосприятия японцев. Это и мировое дерево, и его ипостась – гора, и чаша – символ учения; а ствол и ветви – целое и часть целого.

С начала семнадцатого века буддизм стал в Японии единственной официально разрешённой религией. Но, как и все «заморские» духовные ценности, буддизм был превращён японцами в «широко говоря, синто этого периода» (цитата Мотоори Норинага). Таким образом, японцы не противопоставляли свою исконную веру буддизму, а лишь включили Будду в сонм своих вездесущих божеств синто.

Примечание автора: Мотоори Норинага (1730-1801) - крупнейший мыслитель и авторитетный учёный «Школы отечественных наук» (кокугаку). Эта Школа возглавляла общественное и научное движение по изучению и популяризации древней истории и классической литературы Японии. Школа составляла оппозицию правительственному насаждению «заморских» духовных ценностей, к которым, прежде всего, относились конфуцианство и буддизм.

Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи (под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления) во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.
Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой. В широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсаи.

В буддийской мифологии, которая была активно вплетена в японские традиции, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом и растущим в нём «деревом жизни».
Весь мир – это сад Будды, а правитель в нём – садовник. Выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император.

С деревом у японцев также связан культ женского божества (или супружеской пары). Порой в легендах это божество является дочерью дерева. Важную смысловую нагрузку в этом культе несёт, в частности, выбранное для поклонения дерево срасщеплением в стволе или дерево с раздвоенным стволом. Поэтому деревья с такими отличительными элементами японские мастера бонсаи использовали в своих работах как формообразующие.

Важнейшей геометрической формой в бонсаи является треугольник во всех его вариантах. Треугольник символизирует:

плодоносящие силы Матери-земли;
гору, священную буддийскую гору Сумер (Сумеру, яп. Сюмисэн);
троицу, триаду (Небо – Земля - Человек);
трикайя – три тела Будды (самбхогакайя, нирманакайя, дхармакайя);
рождение – жизнь – смерть;
тело – ум – душу.
Вписанный в квадрат треугольник олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное. Треугольник внутри круга выражает идею троичности в едином.
Для культур дальневосточного региона гора является наиболее распространённой трансформацией мирового дерева. Здесь образ мира – гора, чаще всего с деревом на вершине; или гора, покрытая лесом или садом. Наверху горы пребывают боги, внизу – духи земли, в середине – человек.

Подобным же образом «посвящённый» членит структуру бонсаи и осмысляет значение трёх его уровней (верхнего, среднего и нижнего).
Образ горы определяет не только форму бонсаи, но и опыт его восприятия. Взгляд, созерцающий бонсаи, должен скользить снизу вверх, как и при взгляде на гору - от её подножия к вершине.

Структура бонсаи, выращенного по правилам средневековой культуры, соотнесена с макромиром. Здесь дан реальный образ внутреннего единства духовности и живой плоти.

Бонсаи призван вселять в человека веру в жизнь и бодрость, несмотря на все жизненные разочарования и вопреки им.

В японской мифологической традиции гончар создаёт человека (или даже весь мир) из глины, поэтому гончарное ремесло воспринималось как божественное творение. Таким образом, и глиняный сосуд, в котором выращивали миниатюрное дерево, при восприятии бонсаи японцами также приобретал символическое значение.

Несмотря на религиозный символизм, присущий бонсаи, японской традиция считает его более «приземлённым» видом искусства по сравнению с икэбаной. Это связано с тем, что бонсаи всё же представляет весьма конкретный миниатюрный пейзаж, в то время как икэбана полностью символична и условна.

Реальный возраст дерева в бонсаи не имеет большого значения, поскольку понятие «древнего» в японской традиции не связано со временем создания конкретной формы из конкретного материала. В сущности, единственной подлинной ценностью в бонсаи обладает сама художественная идея, лежащая в основе этого живого произведения искусства.

Замшелые камни, карликовые кривые деревья, покрытые лишайниками ветки – знаки древности и образец высокого вкуса. А простые травы – воплощение безыскусности и временности – усиливают это впечатление.

В традиционных бонсаи предстают в своеобразной овеществлённой форме основы японской классической эстетики:

моно-но аварэ – скрытое очарование вещей;
югэн – глубинная красота тайного;
сибуи – красота скромности и натуральности;
ёдзё – искусство отклика, отзвука или намёка;
ваби – внутреннее совершенство при внешней неброскости и простоте;
саби – патина древности, заброшенности, печаль одиночества.
Эти основы японской эстетики известны теперь многим.

О демонстрации и понимании бонсаи

В Японии сложились правила демонстрации бонсаи, которые используются в настоящее время во всём мире, особенно на выставках и в общественных местах.

Бонсаи можно демонстрировать как одиночное растение (или фрагмент ландшафта) на специальной подставке, высота которой определяется стилем самого бонсаи.

Но самое сильное впечатление на зрителей производит художественная композиция из нескольких бонсаи и декоративных элементов. Композиция может быть развёрнутой (демонстрирующей красивый природный вид) или очень лаконичной (передающей только настроение художника).

Я думаю, что для понимания японского искусства выращивания миниатюрных деревьев нужно прислушаться к словам О. Мандельштама, сказанным о японском поэтическом жанре танка:
«Она (танка) не миниатюра, и было бы грубой ошибкой вследствие её краткости смешивать её с миниатюрой. У неё нет масштаба, потому что у неё нет действия. Она никак не относится к миру, потому что сама есть мир…» (из книги «О поэзии»).

…Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершённость. Прелесть недосказанности – это та красота, которая лежит в глубине вещей, не вырываясь на поверхность. Её может вовсе не заметить человек, лишённый вкуса или душевной чуткости.
Тайна японского искусства бонсаи состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым

Бонсаи – мгновения жизни и пространства

автор Александр Абрамов

Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре…

Мотоори Норинага
(1730-1801)

В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания миниатюрных растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.

История искусства бонсаи
Термин «бонсаи» появился в Японии в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию. Но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки искусства бонсаи лежат в ещё более древней китайской традиции.

В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи (пэн-цаи). Японцы переделали это название на свой лад; миниатюрные деревья они стали называть бонсаи.
Однако, заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы превратили бонсаи в поразительное явление своей национальной культуры.

К моменту проникновения в Японию пенджингов из Китая, японцы создавали сады для созерцания – «сима» (то есть, «острова»). Это были стилизованные «фрагменты» моря с разбросанными по нему островами. Иногда художники с точностью копировали конкретную бухту, создавая пруды с большим островом и несколькими мелкими островами. (Такой приём до сих пор используют для создания садов в восточном стиле). Иногда такие ландшафты создавали «всухую», расставляя камни по поверхности песка.

Японское преклонение перед природой, соединившись с идеями китайских художников, породило бонсеки («камни на подносе»): на поднос насыпали песок, а затем живописно расставляли по нему камни причудливой формы.

Первые изображения живых растительных миниатюр были обнаружены в эмакимоно – древних свитках с картинками, изображающими, кроме прочих сюжетов, «жития» буддийских святых.

В свитке, датируемом 1309 годом, изображён «поднос» с низкими бортиками. Дно «подноса» покрыто крупным песком и небольшими причудливыми камнями, а на них установлены плошки с сосной и цветущей сливой. Рядом располагается бонсаи из трав, подчёркивающих благородство и древность сосны. Поодаль, в другой плошке, установлен камень и посажена трава.

Эти принципы лаконичного намёка на прекрасные природные ландшафты сохранились до наших дней и используются всеми мастерами-«бонсаистами» для демонстрации своих творений.

С конца XII века всё бoльшую роль в жизни японского общества стала играть одна из сект буддизма - дзэн. А один из принципов дзэн-буддизма - принцип тождества небесного («божественного») и земного («низменного»).

К концу XIV века дзэнская культура в значительной мере сделала бонсаи «мирским» занятием. Маленькие деревья-символы перестали быть храмовой святыней, а их выращивание уже не считалось священнодействием, недоступным простым смертным. Поэтому из монастырей увлечение бонсаи постепенно проникло во дворцы японских аристократов, а затем и в дома самураев. А к началу XIX века искусство бонсаи стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хати-но ки – «деревья в мисках».

Большую роль в становлении искусства бонсаи как национальной традиции сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868 – 1912 гг.) выращивание бонсаи было возведено в ранг искусства, и тогда же появился термин «художественный бонсаи».

После страшного землетрясения 1923 года тридцать семей профессиональных художников бонсаи переехали из Токио на северо-восток страны. Они поселились в лесном районе, на окраине города Омия. В 1926 году там была создана Национальная коллекция бонсаи, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.

Получив название «Деревня бонсаи», Омия постепенно стала мировым центром выращивания миниатюрных деревьев. Сюда стали приезжать любители искусства бонсаи со всего мира. Особенно усилился поток посетителей после окончания второй мировой войны.

Бонсаи завоевал прочные позиции в ряду других искусств после проведения Национальной выставки бонсаи (март 1934 года) в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения.
Эта выставка, впервые проведённая обществом любителей бонсаи Кокофу, стала ежегодной. И в современном мире это самая престижная и знаменитая выставка бонсаи.
В 1934 году общество любителей бонсаи Кокофу было преобразовано в Японскую ассоциацию бонсаи.

Миниатюрные растения впервые привлекли мировое общественное внимание на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи стали откровением для всего мира и впервые продемонстрировали искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с Олимпийских игр в Токио (1964 г.) и после Всемирной выставки в Осаке (1970 г.), где было представлено 1190 живых шедевров, бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей прекрасного во всем мире.

Долгое время искусство бонсаи в Японии считали занятием зрелых мужчин – полагали, что исключительно лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи как искусство, достичь в нём совершенства.

Время вносит свои коррективы: теперь не только зрелые аристократы и самураи, и не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсаи или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.

Согласно основным восточным философско-религиозным доктринам, главная цель регулирования духовного состояния человека – обретение им состояния покоя и гармонии с миром. Процесс создания бонсаи воспитывает это спокойствие.
Японские мастера бонсаи также изучают и совершенствуются в искусстве чайной церемонии, в создании икэбаны, в боевых искусствах.

Бонсаи в России
История бонсаи в нашей стране коротка – всего около 30 лет.
В 1976 году Главный ботанический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии коллекцию бонсаи из 44 растений по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сигемицу.
Главным «воспитателем» этих бонсаи на новом месте стала заведующая отделением вересковых ГБС Тамара Петровна Белоусова. Так история появления классических японских бонсаи в России стала неотделима от её имени.
Сотрудники ботанического сада под руководством Тамары Петровны бережно ухаживали за этой коллекцией миниатюрных растений, а также создавали и отрабатывали отечественную технику выращивания бонсаи. Причём, - не только из теплолюбивых экзотических растений, но и из наших «берёзок да сосёнок».
Вскоре многие ботанические сады и дендропарки (особенно на юге нашей страны) заложили собственные коллекции бонсаи, а в крупных городах появились любительские «бонсаи-клубы».


Среди начинавших осваивать в то время технику бонсаи отечественных бонсаистов стали наиболее известны (и не только в нашей стране) Анатолий Анненков и Александр Виняр. Они до сих пор продолжают выращивать бонсаи и неустанно пропагандируют это прекрасное творческое занятие. На сайте этих мастеров («Бонсай») не только начинающие, но «продвинутые» любители искусства бонсаи найдут много бесценных сведений, полученных авторами при выращивании собственных растений.

Впечатляющие фотографии миниатюрных шедевров Анатолия и Александра иллюстрируют серию моих статей, посвящённых искусству бонсаи.

Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими миниатюрными деревьями. Тогда все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.

Бонсаи: техника и искусство

автор Александр Абрамов

Доводить вещи до завершённости – дурной вкус.
Тонкий шёлк привлекателен, когда его края растреплются…

Кэнко-хоси. «Записки от скуки»

Стили бонсаи

В бонсаи в качестве художественного эталона выступает живая природа. Поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы «растение на подносе» напоминало кусочек природы, кусочек ландшафта.

В Японии сформировались условные стили и правила создания бонсаи, следуя которым легче продвинуться вперёд и избежать грубых ошибок. Ведь исправление ошибок (если оно вообще будет возможно) отнимает очень много времени в этом очень-очень неспешном искусстве.

Традиционно основными, «скелетными» стилями бонсаи считают 10-12 стилей:

правильный прямостоячий (“chokkan”);
неправильный прямостоячий (“moyogi”);
наклонённое дерево (“shakan”);
«дерево, согнутое ветром» (“fukinagashi”);
полукаскад(“hankengai”);
каскад (“kengai”);
«метлообразное» дерево (“hokidachi”);
«бундзин», или элитарный художественный стиль (“bunjingi”);
многоствольное дерево;
рощица (“iose - ue”);
дерево с камнем или на скале (“ishitsuki”);
банкан «волна чувств» (“bankan”) – старинный китайский стиль;
миниатюрный стиль.
Сейчас в Москве и в других крупных городах России появилась возможность купить классические японские бонсаи или сформированные отечественные миниатюрные растения.
В специализированных фирмах и магазинах бонсаисты также могут купить чистый песок различных фракций, гальку разного цвета и размера, красивые камни, настоящие японские контейнеры для бонсаи, инструменты для ухода за миниатюрными деревьями и травами.

Подбор растения для бонсаи

Исходное растение для создания бонсаи можно самостоятельно вырастить из семян. Но, сразу купив молодое растение, вы сократите срок выращивания бонсаи, по меньшей мере, на 1-2 года.

Для будущего бонсаи следует выбирать деревце или травянистое растение с мелкими от природы листьями и цветками. Это связано с тем, что «естественное» соотношение размеров листьев, цветков, веток, ствола и контейнера (горшка) играет решающую роль в художественной ценности бонсаи.


В Японии в течение всего года содержат бонсаи на улице, а в дом его вносят только в праздничные дни или к приходу гостей.

При выборе для создания бонсаи листопадного или хвойного растения, позаботьтесь об обеспечении правильной зимовки в прохладе.

Хвойные растения, столь любимые японскими мастерами, не очень подходят для наших обычных домашних условий (из-за сложностей в содержании: высокой температуры в сочетании с низкой влажностью воздуха и недостаточным освещением). Но если у вас есть зимний сад или прохладный светлый холл, то выбирайте любое растение с листьями-иголками.

Больше всего подходят для бонсаи лиственные породы деревьев. Выбор их огромен. Для создания бонсаи правильнее будет выбрать растение с мелкими и плотными тёмно-зелёными листьями. Легко приживаются в домашних условиях растения из тропических областей земного шара. Гораздо сложнее уход за растениями субтропиков.

Лиственные растения, чаще всего встречающиеся сейчас в магазинах – это различные виды фикусов. Фикусы хорошо приспосабливаются к домашним условиям, быстро растут и легко поддаются формировке. Все мелколистные фикусы хороши для бонсаиста (за исключением крупнолистных видов, например, как фикус эластика Ficus elastica).

Красивое тропическое дерево с мелкой листвой, которое успешно можно использовать в качестве предмета бонсаи и выращивать в условиях квартиры – это жаботикаба. В бразильской провинции Жаботикаба (Жаботикабаль) это растение разводят в садах из-за вкусных тёмно-синих плодов, напоминающих сливу.
В роду Мирциария ( Myrciaria ) семейства миртовых (Myrtaceae), к которому ботаники относят жаботикабу, наиболее известны два вида: M . jaboticaba и M. cauliflora . Цветки и плоды у мирциарий растут не на ветках, а прямо на стволах (что свойственно многим тропическим растениям). Эту особенность растений учёные называют каулифлория.

Травянистые растения, подходящие для бонсаи, должны быть мелкими и неспешными в росте.
Очень хорошо могут расти в плошках некрупные и сравнительно неприхотливые папоротники (адиантумы, птерисы, асплениумы, др.).

У очаровательных травянистых бонсаи есть только одно ограничение: зимой для них необходим влажный и прохладный воздух, иначе их листья будут засыхать.

Если у вас нет зимнего сада или широкого подоконника, то для создания бонсаи предпочтительнее использовать тропические растения. Рекомендую применять, например, мелкие суккуленты, карликовые бромелии, молодые папоротнички, маленькие орхидеи.

Особенности ухода за бонсаи связаны с требованиями конкретного вида растения и со стеснёнными условиями его роста.

Горшок для бонсаи
Подходящий горшок-плошка, или контейнер для бонсаи должен гармонично сочетаться с обликом растения. Это единственное требование. Мастера используют для выращивания бонсаи даже плоские блюда (или подносы) и красивые камни.

Тем, кому трудно «на глазок» выбрать посуду для бонсаи, можно руководствоваться такими правилами.

Длина контейнера должна быть чуть больше двух третей высоты или ширины растения, если оно низкое и широкое.

Ширина контейнера должна быть чуть меньше самых длинных ветвей дерева с двух сторон.

Глубина контейнера должна соответствовать размеру ствола дерева и быть равной диаметру в его основании. Исключением здесь являются: каскадный стиль (с очень глубоким контейнером) и лесной стиль (с глубиной плошки в 1,5-2 см).

Поливать бонсаи зачастую приходится, погружая контейнер в ёмкость с водой на некоторое время - до тех пор, пока из почвы не перестанут выходить пузырьки воздуха.

Пересаживают бонсаи обычно через 2-3 года, используя плошку чуть большего размера.

Почва и удобрения для бонсаи
Полноценная почвенная смесь для бонсаи должна сохранять влагу, кислород для дыхания корней и содержать питательные вещества, необходимые растению. Хорошую земляную смесь можно составить из дерновой земли, листовой земли, растительного перегноя, торфа и крупнозернистого песка в различных пропорциях. Наиболее универсальная смесь состоит из названных компонентов в соотношении (2:2:1:0,5:2).

Для поддержания сил миниатюрного растения можно использовать удобрения (органические и минеральные).
Из органических удобрений для подкормки бонсаи применяйте только растительный перегной, костную муку и роговую стружку, добавляя их в почву при пересадках.
Минеральные удобрения используйте комплексные, с микроэлементами. Но для подкормки бонсаи разводите минеральные удобрения лишь в половинной концентрации (половина дозы, указанной в инструкции на упаковке удобрения).

Декоративные вспомогательные элементы для бонсаи
Окончательную, близкую к совершенству картину бонсаи могут придать мох, камни, коряги. Пропорциональные растению декоративные добавки помогают создать определённое настроение и усиливают мотивы, задуманные в ландшафте.

Подходящие для бонсаи камни или коряги можно найти в природе или купить. А мох со временем вырастает сам, или его можно принести с улицы и подсадить в контейнер.

Способы формирования бонсаи
Формирование бонсаи – это и есть единственное средство приближения бонсаи к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера. Это жизнь самого бонсаи.
Формирование бонсаи – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.
В этом смысле бонсаи может быть уподоблен дневнику, в котором его создатель старается постичь самого себя.

Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только самого предмета, но и пустоты, или пространства, окружающего этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсаи стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.

Сверхзадача, которую вы должны ставить перед собой при выращивании бонсаи – добиться впечатления естественного и гармоничного образа дерева, воплощающего в себе постоянство и изменчивость, стабильность и движение.

Если вам не ясно, с чего нужно начать формирование бонсаи, то воспользуйтесь следующими правилами.

Попробуйте сформировать постепенное, но заметное уменьшение толщины ствола (конусность), уменьшение толщины и длины веток, а также просветов между ветками - от основания к чётко выделенной вершине (принцип треугольника). Если вы удалите вершину для уменьшения высоты растения, то сформируйте новую вершину из верхней передней ветви, подняв её проволокой.

Образ треугольника (а в пространстве и в объёме – конуса) должен передавать не только силуэт деревца, но и каждая отдельная его часть.

Ветви бонсаи должны отходить от ствола плавно, словно прогибаясь под собственной тяжестью. Концы ветвей, слегка поднимающиеся вверх, не должны быть жёсткими, прямыми, неестественными.

Угол, на который вы отогнёте первую нижнюю ветвь, нужно приблизительно повторить и на верхних ветках.

Наиболее красивую часть дерева можно выделить как переднюю, тогда вы должны формировать её немного yже противоположной стороны. Общая ширина дерева (размах ветвей) должна быть почти равна половине его высоты.

Для придания ветвям и стволу дерева нужного изгиба, следует использовать толстую проволоку - отожжённую медную проволоку или алюминиевую проволоку в изоляции. Чтобы отжечь медную проволоку, её нужно накалить и дать медленно остыть.


Один конец проволоки введите глубоко и прочно в землю возле ствола деревца. Затем на ствол растения и выбранные ветки равномерно накладывайте нечастые витки проволоки; она должна плотно прилегать к коре, но не врезаться в неё.

Первоначальное обкручивание деревца проволокой даёт приблизительные контуры образа бонсаи. Его затем детализируют и развивают при повторном обкручивании, затрагивающем и маленькие веточки.

Проволочные конструкции сохраняют на растении от 1 до 6 месяцев, постоянно следя за состоянием коры.

Здесь можно и импровизировать: например, вместо проволоки проводить изгибание ветвей и ствола деревца с помощью скотча или подвешивать к ветвям грузики.

Бонсаисту часто приходится использовать кусачки и нож для формирования кроны деревца. Некоторые ветви удаляют полностью (например, когда они растут друг против друга), чтобы избавиться от симметрии. Другие ветви подрезают и укорачивают, чтобы сформировать крону и сохранять её пропорции.

Корни растения, выведенные на поверхность, являются важным выразительным элементом бонсаи. Крупные корни должны красиво отходить от ствола (по возможности, радиально), образуя мощное эффектное основание дерева. Работать с корнями следует во время каждой пересадки бонсаи.

Подземная корневая часть растения не должна быть меньше, чем надземная его часть. То есть, соотношение всех корней деревца и ствола с ветвями и листьями должно быть приблизительно (3:2). Если у выбранного вами для создания бонсаи растения во время пересадки в бонсайную плошку вдруг откроются хилые корни - пропорционально сократите и листву, иначе корни не смогут обеспечить достаточное питание надземной части деревца.

Если в начале формирования бонсаи вы разумно удалите определённое количество листвы, и при этом у деревца есть достаточное количество тонких корней, то можете полностью вырезать основной стержневой корень. Тогда оставшиеся тонкие корни смогут поддерживать рост деревца с подрезанной кроной до тех пор, пока у него не разовьются новые корни.

Удаление основного корня, являющегося как бы продолжением ствола под землёй, приводит к быстрому развитию толстых поверхностных корней.

Однако, творчески работая над формированием бонсаи, мастер никогда не забывает, что частое вмешательство в развитие растения ведёт к его ослаблению.

Русскоязычные сайты посвященные искусству Бонсай
http://bigbonsai.org/
http://www.bonsai.ru/
http://www.mirbonsai.ru/
другие
http://www.bonsaisite.com/
http://www.bonsai-bci.com/
http://bonsaitreeplaza.info/

 
Великий_TAOДата: Суббота, 21.03.2009, 22:10 | Сообщение # 2
Стоящий на грани
Группа: Пограничники
Сообщений: 160
Статус: Offline
В москве была выставка БОНСАЙ...

блин cry я неходил!


ИМПЕРАТОР

http://i045.radikal.ru/0712/9e/5d4497e74a48.png

 
ТарошаДата: Воскресенье, 22.03.2009, 11:05 | Сообщение # 3
*Улыбка Будды*
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 784
Статус: Offline
вообще бонсай это конечно очень красиво, но по мне это откровенное издеательство над растением...

Quote (Великий_TAO)
блин я неходил!
в этом ты не одинок happy
 
ArchiДата: Пятница, 15.05.2009, 11:43 | Сообщение # 4
Стоящий на грани
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 478
Статус: Offline
Тароша, полностью согласен с тобой,люди не идеальны но пытаются править то чего сами они не создавали... но искусство есть искусство.


Находя богатство - теряете совесть,
Находя женщину - теряете рассудок,
Находя истину - теряете веру,
И только потеряв все - ты обретаеш свободу


Сообщение отредактировал Archi - Пятница, 15.05.2009, 11:45
 
ЭльфДата: Суббота, 16.05.2009, 12:50 | Сообщение # 5
Шагнувший за пределы
Группа: Пограничники
Сообщений: 143
Статус: Offline
Говорят, красота требует жертв....Но зачем издеваться над природой?????Не понимаю я этого искусства....

Наступает последнее время,-
Нам Апостол о нем говорит.
Мы познаем антихриста бремя,
Что нас речью лукавой прельстит...

***
...Sub specie aeternitātis...

 
ArchiДата: Суббота, 16.05.2009, 14:34 | Сообщение # 6
Стоящий на грани
Группа: .:Стражи:.
Сообщений: 478
Статус: Offline
Ну как бы так сказать искусство бонсай очеень пожоже на моду сначала девушка красивая стройная а потом бах и врачи говорят что уже ваша стройность переросла в анарексию.


Находя богатство - теряете совесть,
Находя женщину - теряете рассудок,
Находя истину - теряете веру,
И только потеряв все - ты обретаеш свободу
 
ХамелеонДата: Среда, 01.02.2012, 15:01 | Сообщение # 7
Шагнувший за пределы
Группа: Пограничники
Сообщений: 106
Статус: Offline
Бонсай... Япония... Дзен...

Мечтаю весной посадить лимон и сформировать из него бонсай...

Дерево в горшке - это исскуство, очень красивое и очень не простое...
Прикрепления: 3971993.jpg (124.1 Kb)


Вселенная, как огромное зеркало отражает все наши
мысли и поступки. И со временем всё возвращает
назад. Поэтому не поступай плохо и не думай о плохом,
тогда не придется в будущем возносить руки к небу и
спрашивать : - За что?!


Сообщение отредактировал Хамелеон - Среда, 01.02.2012, 15:04
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: